25 апрел€ 2024 года
–егистраци€

јспирантура должна быть Ђлокомотивомї инноваций

26 ма€ 2021
Ќаука

—егодн€ аспирантура остаетс€ самым Ђотстающимї уровнем образовани€ в –оссии. ќднако, √од науки и технологий должен стать годом перелома негативных тенденций в развитии аспирантуры. ¬ этом уверены ректор ¬ысшей школы экономики ярослав  узьминов и его соавторы ≈вгений “ерентьев и »сак ‘румин. ќни анализируют ситуацию и предлагают пути решени€ проблемы.

ќсновные признаки неблагополучи€

¬ последние дес€тилети€ российска€ аспирантура демонстрирует устойчивый тренд на снижение как объемов подготовки кадров, так и показателей эффективности. “ак, после продолжительного роста численности аспирантского контингента в 1990-е и 2000-е годы с пиком в 2010 году, когда общее число аспирантов составило 157 437 человек, в 2010-е годы отмечаетс€ резкое сокращение их числа. ¬ 2019 году образовательных и научных организаци€х обучались только 84 265 аспирантов.

—окращение приема в аспирантуру выгл€дит особенно тревожным на фоне значительного числа росси€н, уезжающих дл€ обучени€ в аспирантуре за рубежом. ÷ифра эта (по оценкам на основе опросов 15 ведущих университетов –оссии и анализа данных о международных студентах в р€де стран) может показатьс€ небольшой Ч 700Ц900 человек в год (в —Ўј на программах магистратуры и аспирантуры обучаетс€ около 2 тыс. росси€н), но важно, что речь идет о самых талантливых и перспективных выпускниках магистратуры.

јналогичный тренд фиксируетс€ и в отношении выпуска аспирантов: в период между 2010 и 2019 годами число выпускников аспирантских программ снизилось почти в два раза Ч с 33 763 до 18 069 человек. Ёто св€зано не только со снижением приема, но и с ростом отсева в ходе обучени€ Ч по экспертным оценкам, 50% прин€тых в аспирантуру перестают учитьс€ (работать над диссертацией) уже после второго года обучени€.

» конечно, свидетельством острого неблагополучи€ аспирантуры €вл€етс€ снижение доли защит в срок (в течение года после окончани€ аспирантуры): если в 2011 году почти треть выпускников аспирантуры соответствующего года защитили диссертацию, то в 2019-м Ч только один из дес€ти. ¬ абсолютных числах значение этого показател€ в 2019 году составило всего 1629 человек.

“рудно найти еще какой-то сектор в нашей экономике или социальной сфере, в котором годами бы мирились с эффективностью ниже 20%. Ќо, оказываетс€, это возможно, даже несмотр€ на пр€мое возмущение этой ситуацией, высказанное президентом –‘ в 2018 году. ѕроблема здесь не только и не столько в выкинутых на ветер средствах на стипендии или оплату научных руководителей. ѕроблема в том, что способные молодые люди зр€ тер€ют врем€, а страна не восполн€ет дефицит ученых.

Ќедостаток финансировани€

Ѕазовый размер государственной стипендии дл€ аспирантов очной формы обучени€ сегодн€ составл€ет примерно 3,5 тыс. руб. в мес€ц. ќбучающиес€ по приоритетным направлени€м подготовки, вход€щим в перечень, утвержденный приказом ћинобрнауки –оссии от 24 августа 2012 года є 654, получают около 8,3 тыс. руб. в мес€ц. Ёто существенно ниже размера стипендиальной поддержки аспирантов даже в р€де постсоветских стран. “ак, ежемес€чный размер аспирантской стипендии в  азахстане и Ѕелоруссии составл€ет около 20 тыс. руб. ћы не говорим о стипенди€х аспирантов в таких странах, как √ермани€ или √олланди€, где аспиранты, по сути, получают зарплату, принима€сь на должности младших научных сотрудников в исследовательские центры или проекты своих научных руководителей. Ѕазовый размер зарплаты на таких позици€х в √олландии составл€ет от И2,4 тыс. в мес€ц, в √ермании Ч от И3,5 тыс. до И5 тыс. в мес€ц.

Ќизкий уровень финансовой поддержки не позвол€ет полностью сконцентрироватьс€ на обучении и подготовке диссертации и вынуждает искать возможность дополнительного заработка. –езультаты социологических исследований показывают, что около 90% российских аспирантов занимаютс€ оплачиваемой трудовой де€тельностью. ѕри этом почти 80% аспирантов работают вне вуза / научной организации, и их работа не св€зана с тематикой диссертации. “о есть из полноценного основного зан€ти€ дл€ почти трех четвертей обучающихс€ аспирантура превратилась в заочную.

  этому надо добавить, что в большинстве случаев аспиранты не имеют средств дл€ академической мобильности, даже дл€ оплаты оргвзноса онлайн-конференций, что приводит и активных аспирантов в ситуацию научной изол€ции, провинциализма. », конечно, в сфере медицинских, инженерных, естественных наук (впрочем, все больше и в сфере гуманитарных и социальных наук) аспиранты не могут нормально вести исследовани€ из-за отсутстви€ ресурсов на собственно исследовательскую работу: на оборудование, сбор эмпирических данных, проведение экспериментов.

—лабость академической поддержки аспирантов

Ќаши исследовани€ говор€т о том, что не более 30% аспирантов обсуждают прогресс научной работы с научным руководителем чаще раза в мес€ц. Ётого, как правило, оказываетс€ недостаточно дл€ качественного продвижени€. Ќизкий уровень академической поддержки аспирантов отчасти €вл€етс€ следствием недостаточности текущих стимулов дл€ научных руководителей, отчасти Ч следствием системных проблем, св€занных с невозможностью реализации современной распределенной модели научного руководства. Ѕазовым стимулом дл€ того, чтобы заниматьс€ научным руководством, сегодн€ €вл€етс€ получение педагогической нагрузки в размере (как правило) 50 часов. ¬ большинстве случаев этого времени оказываетс€ недостаточно дл€ качественной реализации научного руководства. ¬ услови€х высокой нагрузки по другим направлени€м профессиональной де€тельности научные руководители часто вынуждены делать выбор в пользу преподавани€ и собственных исследований. –езультаты исследований свидетельствуют о том, что значительна€ часть научных руководителей не выполн€ют своих функций и не оказывают аспирантам поддержку, что негативно сказываетс€ на их шансах защититьс€.

ќсобенно проблематичным стимулирование научных руководителей становитс€ на этапе после формального завершени€ трехлетнего или четырехлетнего обучени€, когда научный руководитель тер€ет свой формальный статус и соответствующую нагрузку и, по сути, вынужден заниматьс€ научным руководством на добровольных началах. ѕри этом в российской системе аспирантского образовани€ нормативно не закреплена возможность реализации распределенной модели научного руководства с назначением каждому аспиранту нескольких научных руководителей, что позвол€ет создать систему Ђсдержек и противовесовї и снизить риск неуспешности из-за излишней зависимости итогового результата от взаимодействи€ и отношений в паре научный руководительЧаспирант. Ёта проблема стоит особенно остро в услови€х полидисциплинарного характера современной науки, когда один руководитель зачастую не может €вл€тьс€ специалистом сразу в нескольких област€х, и дл€ повышени€ качества академической поддержки аспиранта требуетс€ привлечение к научному руководству специалистов из разных областей. —огласно отчету комиссии по аспирантскому образованию ≈вропейской ассоциации университетов (EUA-CDE), только в четверти европейских университетов полностью сохранилась модель индивидуального руководства. ¬ подавл€ющем большинстве случаев научное руководство осуществл€етс€ в командах, состо€щих из двух-п€ти экспертов, которые могут быть как сотрудниками университетов и научных организаций, реализующих аспирантские программы, так и внешними специалистами.

Ќизкое качество исследовательской подготовки аспирантского контингента

¬ –оссии сегодн€ не выстроена система исследовательской подготовки студентов бакалавриата и магистратуры, котора€ позволит получать на входе в аспирантуру абитуриентов со сформированными компетенци€ми в соответствующей области. ¬о врем€ обучени€ студенты, как правило, не получают опыта участи€ в реальных исследовани€х. —амому развитию исследовательских компетенций не удел€етс€ достаточное внимание в учебных планах.  роме того, в образовательных программах на разных уровн€х высшего образовани€ сегодн€ существуют разрывы, которые преп€тствуют выстраиванию единых исследовательских и образовательных траекторий, которые позволили бы эффективно справл€тьс€ с требовани€ми, предъ€вл€емыми к аспирантам и выпускникам аспирантуры. «ачастую присутствуют дублирование и перехлесты в учебных планах на разных уровн€х, что преп€тствует эффективному использованию полного потенциала соответствующих образовательных программ. Ќормативно не закреплена возможность реализации длинных треков Ђисследовательска€ магистратура-аспирантураї (то есть п€тилетний трек после бакалавриата), которые распространены за рубежом и показывают эффективность дл€ повышени€ показателей эффективности аспирантуры.  лассическим примером реализации такой модели €вл€ютс€ американские PhD-программы, на которые можно поступить после завершени€ бакалавриата и которые предполагают соответствующий магистратуре уровень учебной нагрузки с фокусом на развитие исследовательских компетенций в течение первых двух-трех лет обучени€ и дальнейшей фокусировкой на исследовании и подготовке диссертации в течение трех-четырех лет. јналогичные интегрированные программы существуют и в ¬еликобритании, и в р€де других стран.  ак правило, они дл€тс€ четыре-п€ть лет, и первый год выдел€етс€ на освоение учебных курсов уровн€ магистратуры, нацеленных на развитие исследовательских навыков.

–ассогласование исследовательских задач аспирантов и актуальной научной повестки

ѕроблема Ђдиссертабельныхї тем всегда была значимой. ќна означает, что аспирантам дают (они выбирают) тему, котора€ не столь значима научно, но реализуема с точки зрени€ подготовки диссертации в относительно короткий срок. Ќо в последние дес€тилети€ эта проблема существенно обострилась. Ёто св€зано как с ослаблением исследовательской де€тельности в большинстве университетов, так и с преобладанием Ђкороткихї грантов и других форм поддержки исследований, прин€тых в стране. Ёто также резко отличаетс€ от доминирующей зарубежной практики, когда большинство грантов имеют срок от трех лет и предусматривают специальные ресурсы именно дл€ привлечени€ аспирантов. ѕо сути, большинство аспирантов в странах-конкурентах €вл€ютс€ научными сотрудниками и провод€т исследовани€ в рамках больших научных проектов. ѕоэтому они получают не стипендию, а заработную плату исследователей. ћодель целевого набора аспирантов в исследовательские проекты с оплатой их труда из средств соответствующих проектов распространена, например, в √олландии и скандинавских странах (Ўвеци€, Ќорвеги€, ƒани€). Ёта модель предполагает индивидуальный набор на каждую позицию, соответствующий скорее логике найма на работу, а не набора на образовательную программу. —оответственно, тема исследовани€ аспиранта задаетс€ логикой проекта, а не индивидуальными предпочтени€ми соискател€.

¬о многих странах аспиранты участвуют в проектах, инициируемых бизнесом, что стимулирует их продолжить работу в исследовательских подразделени€х компаний реального сектора. »ндустриальна€ аспирантура, построенна€ на партнерстве университетов и бизнеса, распространена в скандинавских странах (ƒани€, Ќорвеги€, Ўвеци€, ‘инл€нди€), а также во ‘ранции, »талии и ¬еликобритании.  ак правило, она предполагает, что индустриальный партнер покрывает полностью или большую часть затрат (до 80%) на реализацию исследовательского проекта с оплатой работы аспиранта. ƒл€ таких программ действуют специальные правила набора (как правило, наличие опыта работы в соответствующей отрасли €вл€етс€ необходимым условием) и образовательна€ программа (нацеленна€ в том числе на развитие жестких навыков, востребованных в соответствующей области, а также м€гких навыков, востребованных в индустрии: работа в команде, навыки ведени€ предпринимательской де€тельности и др.). јспирантам назначаютс€ несколько руководителей, которые представл€ют как образовательную или научную организацию, так и индустриального партнера. “ема исследовани€, как правило, формулируетс€ по результатам переговоров между университетом и индустриальным партнером с опорой в первую очередь на запрос и задачи индустриального партнера.

¬ажно отметить, что указанные выше дефициты в той или иной мере характерны не только дл€ аспирантов в вузах, но и дл€ аспирантов в системе государственных академий наук, включа€ –јЌ. Ёффективность аспирантуры в –јЌ лишь немного выше показателей по университетам (11,3% против 10,4% в 2019 году). ѕри этом распространение получили и платна€ аспирантура, и заочна€ аспирантура, эффективность которых еще ниже средней. “ак, в 2017 году только 10,2% выпускников заочной аспирантуры защитили диссертацию в течение нормативного периода по сравнению с 14,1% среди очных аспирантов. «начение аналогичного показател€ среди платных аспирантов составило 11,7% по сравнению с 13,2% среди аспирантов, обучающихс€ на бюджетной форме обучени€.

„то было сделано в последние годы?

Ќаучна€ общественность и руководители государства уже не раз выражали беспокойство состо€нием аспирантуры. ћожно выделить три основные линии мер, направленных на улучшение ситуации.

ћодернизаци€ системы защит, номенклатуры специальностей, повышение требований к диссертационным советам сыграли важную роль в повышении качества диссертаций, в борьбе с научной недобросовестностью. ¬месте с тем эти меры носили только ограничительный характер и привели к сокращению защит, к сужению возможностей аспирантов подать работу в диссертационный совет. ѕри этом архаична€ система представлени€ и защиты диссертаций не позвол€ют всерьез использовать этот этап дл€ повышени€ качества представленной работы. Ѕольшинство защит проводитс€ в значительной мере формально. ѕри этом достаточно большое число университетов и научных центров получили право присуждать собственные степени и проводить защиты по собственной процедуре. — одной стороны, эта практика показала свою результативность. ¬о всех этих вузах повысилась эффективность аспирантуры, научна€ продуктивность аспирантов. Ќо, во-первых, таких вузов немного, а во-вторых, в большинстве из них с опаской отнеслись к новым возможност€м и воспользовались ими в очень малой степени, сохранив в основном традиционные подходы.

ѕродление сроков обучени€ в аспирантуре по р€ду специальностей стало важным сигналом признани€ неблагополучи€. Ќо пока неочевидно вли€ние этой инновации на качество и эффективность научной работы аспирантов.

ѕопытка построени€ аспирантуры как уровн€ образовани€ со своими государственными стандартами, как это было определено в федеральном законе Ђќб образовании в –оссийской ‘едерацииї в 2012 году, оказалась неудачной. ѕри отсутствии ресурсов она привела лишь к усилению бюрократии и снижению научной продуктивности. ¬ соответствии с поправками к закону в 2021 году будет осуществлен переход от обучени€ в аспирантуре по ‘едеральным государственным образовательным стандартам (‘√ќ—) к обучению по ‘едеральным государственным требовани€м (‘√“), что повлечет за собой отмену государственной аккредитации аспирантских программ.  роме того, предполагаетс€ возврат к принципу об€зательности защиты по результатам освоени€ программы, когда процедура государственной аттестации будет синхронизирована с процедурой предзащиты. ’от€ в целом этот шаг €вл€етс€ логичным и может способствовать решению р€да текущих проблем, св€занных с разрывами в аттестационных меропри€ти€х и излишней зарегулированностью аспирантских программ, он €вл€етс€ лишь возвращением к прежним нормам. Ѕюрократи€ скомпрометировала саму идею продолжени€ систематического специализированного обучени€ в аспирантуре, котора€ укрепл€етс€ в мире.

»сключительно важным и позитивным шагом стало включение в 2018 году в национальный проект Ђќбразованиеї специального меропри€ти€, направленного на повышение дохода аспирантов. ¬ соответствии с ним –‘‘» провел конкурс и присудил 1,5 тыс. грантов аспирантам второго года обучени€ (5% когорты), что позволило подн€ть доходы этой группы аспирантов на 25Ц30 тыс. руб. в мес€ц. —истематический анализ результативности такой интервенции нам неизвестен. Ёкспертные оценки показывают, что эти гранты стали стимулом, но не решили задачи обеспечени€ аспирантов только на научной работе, а также не решили проблему качественного научного руководства.

„то делать?

¬о-первых, отказ от стипендий и создание массовой грантовой поддержки аспирантов.

–ешению обозначенных проблем может способствовать расширение грантовой поддержки аспирантов и их исследовательских проектов. –еализованный в 2019 и 2020 годах специализированный конкурс –оссийского фонда фундаментальных исследований (–‘‘») по поддержке аспирантов €вл€етс€ важнейшим шагом в этом направлении, однако объем охватываемого программой контингента представл€етс€ недостаточным дл€ осуществлени€ качественного прорыва в повышении показателей эффективности. –асширение финансовой поддержки может быть реализовано через предоставление научным институтам и университетам грантов на исследовани€, предполагающие наем аспирантов дл€ вовлечени€ в реальные проекты с оплатой труда. —рок реализации грантов должен соответствовать нормативному периоду обучени€ в аспирантуре. –азмер финансировани€ должен позвол€ть оплачивать работу аспиранта на уровне не ниже 50% медианного дохода в регионе. —овершенно очевидно, что эти гранты должны включать ресурсы дл€ академической мобильности (в том числе и дл€ стажировок в ведущих отечественных и зарубежных университетах), дл€ сбора эмпирических данных и т. д.

¬о-вторых, стимулирование продуктивного научного руководства.

јспирантура не заработает без усилени€ системы стимулов дл€ научных руководителей аспирантов, разработки и внедрени€ программ их профессионального развити€ (что особенно актуально дл€ молодых коллег, которые только начинают вовлекатьс€ в эту де€тельность). ¬ажным шагом здесь могло бы стать увеличение базового объема учебной нагрузки, предоставл€емой за научное руководство аспирантами (до 75 академических часов в течение учебного года с возможностью назначени€ второго соруководител€ и назначением ему/ей нагрузки в размере 25 академических часов в течение учебного года), а также распространение в образовательных организаци€х программ профессиональной подготовки в области научного руководства аспирантами, которые сегодн€ активно развиваютс€ во многих ведущих мировых университетах и научных центрах.  роме того, предлагаетс€ ввести разовые стимулирующие выплаты дл€ научных руководителей, чьи аспиранты защитились в течение нормативного срока обучени€ или года после его завершени€ (в размере 200 тыс. руб.). »менно така€ система оплаты по результату позволила существенно подн€ть эффективность аспирантуры в р€де европейских стран.

¬-третьих, внедрение интегрированных программ Ђмагистратура-аспирантураї.

Ќаконец, важной задачей €вл€етс€ разработка нормативной базы и содержани€, а также организационна€ поддержка длинных образовательных программ Ђмагистратура-аспирантураї, которые позвол€т обучающимс€ выстраивать долгие исследовательские линии, развивать свои академические навыки в течение более длительного периода времени и обеспечивать качественный академический задел уже во врем€ обучени€ в магистратуре. ÷елый р€д российских университетов уже начал экспериментирование с такого рода программами, однако пока они наталкиваютс€ на р€д нормативных и содержательных ограничений, преодоление которых требует централизованных решений.

¬-четвертых, резервирование средств на поддержку исследований аспирантов и студентов исследовательской магистратуры в грантовых конкурсах.

ƒл€ включени€ аспирантов в большие научные проекты и дл€ обеспечени€ возможности реализации исследовательских образовательных программ уже на уровне магистратуры с вовлечением студентов в реальные исследовани€ предлагаетс€ резервировать не менее 5% средств ‘ќ“ во всех грантах –Ќ‘ на оплату работы аспирантов и магистров.

«аключение

ћожно утверждать, что, несмотр€ на общественное внимание и даже попытки ресурсной поддержки, аспирантура остаетс€ самым Ђотстающимї уровнем образовани€ в –оссии. ≈е состо€ние создает серьезные угрозы дл€ будущего российской науки и технологий, дл€ интеллектуального потенциала страны. √од науки и технологий должен стать годом перелома негативных тенденций в развитии аспирантуры, годом открыти€ новых перспектив дл€ будущих интеллектуальных лидеров страны.

„итайте в рубрике: