÷ентры интеллектуальной собственности в университетах

2 но€бр€ 2021
“рансфер технологий

ќбеспечение правовой охраны созданных результатов интеллектуальной де€тельности в университетах, коммерциализаци€ прав на результаты интеллектуальной де€тельности посредством заключени€ лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права, юридическа€ защита прав, все это и не только, сегодн€ выполн€ют ÷ентры интеллектуальной собственности. ќб их работе рассказала јнжелика —альникова, кандидат технических наук, патентный поверенный –оссийской ‘едерации є 2050, начальник отдела управлени€ интеллектуальной собственностью Ќационального исследовательского ћордовского государственного университета им. Ќ.ѕ. ќгарева.

÷ентр интеллектуальной собственности может включать, по меньшей мере, следующие структурные подразделени€:

  • патентное подразделение (патентный отдел, отдел управлени€ интеллектуальной собственностью и т.п.);
  • ÷ентр трансфера технологий (÷““);
  • ÷ентр поддержки технологий и инноваций (÷ѕ“»).

ƒл€ функционировани€ ÷ентра интеллектуальной собственности, команда должна включать патентных поверенных, патентоведов, юристов, специалистов по коммерциализации (технологических брокеров), экспертов, менеджеров, специалистов по маркетингу, оценщиков. “аким образом, кадровый состав должен обладать знани€ми процесса научной де€тельности и умением эффективно взаимодействовать с представител€ми бизнес-среды.

ƒл€ эффективного управлени€ интеллектуальной собственностью необходим широкий спектр знаний. ≈динственным высшим учебным заведением в –оссии, которое готовит специалистов в области создани€, управлени€, правовой охраны и коммерческого использовани€ объектов интеллектуальной собственности €вл€етс€ ‘√Ѕќ” ¬ќ Ђ–оссийска€ государственна€ академи€ интеллектуальной собственностиї. ѕомимо этого, ‘√Ѕќ” ¬ќ Ђћосковский государственный юридический университет имени ќ.≈.  утафина (ћ√ёј)ї предлагает магистерскую программу Ђ»нтеллектуальные права и право новых технологийї. ‘√Ѕјќ” ¬ќ ЂЌациональный исследовательский “омский государственный университетї реализует магистерскую программу Ђ»нтеллектуальные и цифровые праваї.

Ќаучно-образовательный центр ‘едерального института промышленной собственности (‘»ѕ—) предлагает программы переподготовки и повышени€ квалификации в области интеллектуальной собственности. јкадеми€ ¬семирной организации интеллектуальной собственности предлагает множество различных дистанционных курсов в сфере интеллектуальной собственности на бесплатной и платной основе.

ƒл€ функционировани€ ÷ентра интеллектуальной собственности в вузах необходимы локальные нормативные акты, предназначенные дл€ детального урегулировани€ вопросов, св€занных с интеллектуальной собственностью, среди которых особо важно отметить следующие:

  • ѕолитика в области интеллектуальной собственности;
  • ѕоложение о ÷ентре интеллектуальной собственности;
  • ѕоложение о стимулировании изобретательской активности профессорско-преподавательского состава и обучающихс€;
  • ѕоложение о коммерческой тайне;
  • —тандарты организации по правилам составлени€, подаче и рассмотрению за€вок на изобретени€/полезные модели/программы дл€ Ё¬ћ/базы данных и т.п.;
  • ѕоложение об авторском праве;
  • ѕоложение о рационализаторской де€тельности;
  • ѕоложение об оценке объектов интеллектуальной собственности.

ѕатентное подразделение

¬ основе ÷ентра интеллектуальной собственности находитс€ патентное подразделение, именуемое в вузах как патентный отдел, отдел управлени€ интеллектуальной собственностью, патентно-лицензионный отдел и т.п.

Ѕлагодар€ работе патентных подразделений в университетах создаютс€ результаты интеллектуальной де€тельности (изобретени€, полезные модели, промышленные образцы, программы дл€ Ё¬ћ, базы данных, ноу-хау и т.д.). –аботники патентных подразделений помогают изобретател€м в проведении патентных поисков дл€ вы€влени€ аналогов и прототипов; провод€т патентные исследовани€ объектов, созданных при выполнении Ќ»ќ “–; регистрируют секреты производства (ноу-хау) и рационализаторские предложени€. ¬ последние годы особый акцент ставитс€ на построении патентных ландшафтов. “акже становитс€ важным зарубежное патентование, если университеты заинтересованы в продвижении своих разработок на мировые рынки.

÷ентр трансфера технологий

¬ –оссии на сегодн€шний день имеютс€ невысокие показатели коммерциализации. ¬сего 2Ц3 % получивших правовую охрану результатов интеллектуальной де€тельности внедр€ютс€ в производство. “рансфер технологий €вл€етс€ многофакторным и сложносостаным экономическим процессом, требующим комплексного подхода в вы€влении перспективных способов поиска, передачи, внедрени€ и промышленного освоени€ результатов Ќ»ќ “–.

¬ 2017 году в –оссии негосударственным институтом развити€ Ђ»ннопрактикаї и –оспатентом с целью содействи€ реализации —тратегии научно-технологического развити€ –‘ создана Ќациональна€ ассоциаци€ трансфера технологий (Ќј““). јссоциаци€ представл€ет собой многофункциональную коммуникативную площадку, осуществл€ющую образовательную, просветительскую и консультационную де€тельность в области трансфера технологий.

¬ текущем году в –оссии прошел конкурс ћинобрнауки –оссии на предоставление грантов на создание и развитие ÷““. ¬ числе победителей, которым предоставлены из федерального бюджета гранты в форме субсидий, 18 образовательных и научных организаций. –езультатами предоставлени€ гранта будут следующие:

  • результаты интеллектуальной де€тельности, в отношении которых ÷““ оказано содействие научным организаци€м и образовательным организаци€м высшего образовани€ в обеспечении правовой охраны результатов интеллектуальной де€тельности;
  • поданные за€вки на получение патентов на изобретени€ в –‘ и за рубежом по област€м, определ€емым приоритетами научно-технологического развити€;
  • результаты интеллектуальной де€тельности, в отношении которых осуществлено распор€жение правом;
  • заключенные научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€ при содействии ÷““ договоры о распор€жении исключительным правом на результаты интеллектуальной де€тельности;
  • заключенные научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€ при содействии ÷““ договоры на выполнение Ќ»ќ “–;
  • объем доходов, полученных научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€ от управлени€ интеллектуальными правами, их использовани€, распор€жени€ исключительным правом на результаты интеллектуальной де€тельности при содействии ÷““;
  • объем доходов, полученных от предоставлени€ права использовани€ результатами интеллектуальной де€тельности третьим лицам;
  • объем доходов, полученных от отчуждени€ исключительного права на результаты интеллектуальной де€тельности или права на получение патента на результаты интеллектуальной де€тельности;
  • объем доходов, полученных научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€ в качестве дивидендов от участи€ в хоз€йственных обществах или при распределении прибыли в св€зи с участием в хоз€йственных партнерствах, де€тельность которых заключаетс€ в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной де€тельности, также от распор€жени€ указанными организаци€ми дол€ми в уставных (складочных) капиталах таких хоз€йственных обществ и хоз€йственных партнерств;
  • объем доходов, полученных научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€ по заключенным при содействии ÷““ договорам на выполнение Ќ»ќ “–;
  • число студентов и аспирантов российских образовательных организаций высшего образовани€, аспирантов российских научных организаций, прошедших практическую подготовку в ÷““;
  • организации, пользующиес€ услугами ÷““ на возмездной основе;
  • объем доходов, полученных научными организаци€ми и образовательным организаци€м высшего образовани€, от оказанных образовательных услуг по разработанным ÷““ дополнительным профессиональным программам в сфере интеллектуальной собственности, включа€ трансфер технологий, управление интеллектуальными правами, в том числе с применением при реализации указанных программ электронного обучени€ и дистанционных образовательных технологий.

¬ыполнение вышеприведенных показателей позволит существенно увеличить количество изобретений от российских за€вителей, наладить трансфер технологий. —огласно цел€м Ќационального проекта ЂЌаукаї, в 2024 году –осси€ должна войти в п€терку ведущих стран мира по количеству за€вок на получение патента на изобретение по област€м, определ€емых приоритетами научно-технологического развити€.

—оответственно, после того как благодар€ содействию патентного подразделени€ результаты интеллектуальной де€тельности, принадлежащие университету, получили правовую охрану, работники ÷““ осуществл€ют оценку прав на результаты интеллектуальной де€тельности и постановку их на бухгалтерский учет организации, далее провод€т маркетинговые исследовани€, оказывают помощь разработчикам в создании прототипа, презентуют разработки на различных выставках, выстраивают коммуникации с субъектами реального сектора экономики, осуществл€ют поиск и привлечение инвестиций, участвуют в переговорах и заключают сделки с заинтересованными лицами с целью получени€ прибыли.

÷ентр поддержки технологий и инноваций

  международному проекту ¬семирной организации интеллектуальной собственности по созданию сети ÷ѕ“» –осси€ присоединилась в 2011 году. —егодн€ в –оссии работает около 170 центров.  оординатором де€тельности ÷ѕ“» в –оссии €вл€етс€ ‘»ѕ—.

ќтличительной особенностью сети ÷ѕ“» –‘ €вл€етс€ ее структура Ч наличие центров трех уровней с разным набором задач и видов де€тельности. “ак, предусмотрено создание ÷ѕ“» 1-го уровн€ и ÷ѕ“» 2-го уровн€ на базе торгово-промышленных палат регионов, научных, производственных и/или учебных организаций высшего образовани€. научных библиотек, центров научно-технической информации и т.п. ÷ѕ“» 3-го уровн€ создаютс€ на базе государственных бюджетных образовательных учреждений дополнительного образовани€ детей, среднего образовани€, государственных центров детского творчества, на базе иных организаций, помогающих использовать школьникам свой творческий потенциал, создавать объекты интеллектуальной собственности и управл€ть правами на них. “аким образом, в каждом субъекте –‘ из центров разного уровн€ создаютс€ региональные сети ÷ѕ“».

÷ель создани€ сети ÷ѕ“» Ч содействие наращиванию инновационного потенциала стран и регионов. ќсновной задачей ÷ѕ“» €вл€етс€ осуществление пропаганды и попул€ризации знаний по вопросам правовой охраны и использовани€ результатов интеллектуальной де€тельности.

÷ѕ“» получают от ‘»ѕ— доступ к патентным базам данным и предоставл€ют его пользовател€м, также оказывают консультационную помощь по использованию баз данных, по общим вопросам оформлени€ и подачи за€вок на выдачу патентов и свидетельств. “акже ÷ѕ“» могут оказывать дополнительные услуги в области интеллектуальной собственности на платной основе. “аким образом, де€тельность ÷ѕ“» в вузах охватывает не только работу с преподавател€ми и обучающимис€, а также с внешними пользовател€ми и направлена в большей степени на оказание коммерческих услуг.

ѕо итогам работы в 2020 г. выделено “ќѕ-15 лучших ÷ѕ“», среди которых на 1 месте Ч ‘√јќ” ¬ќ Ђ—еверо-¬осточный университет имени ћ. . јммосоваї, на 2 месте Ч ‘√јќ” ¬ќ Ђ—анкт-ѕетербургский политехнический университет ѕетра ¬еликогої, на 3 месте Ч ‘√Ѕќ” ¬ќ Ђ азанский национальный исследовательский университет им. ј.Ќ. “уполеваї.

 роме этого, в –оссии создана јссоциаци€ ÷ѕ“», котора€ содействует развитию сети ÷ѕ“». ¬ рамках ¬сероссийского конкурса Ђ«а вклад в развитие интеллектуальной собственностиї организованного јссоциацией ÷ѕ“» в сотрудничестве с ‘»ѕ—, предусмотрена подноминаци€ ЂЋучший ÷ѕ“»ї.

¬ 2021 году запущен специальный проект ÷ѕ“» в рамках √ода науки и технологий –оссийской ‘едерации, на сайте ‘»ѕ— размещен электронный дайджест Ђ»нтеллектуальна€ собственность ученых-изобретателей российских регионовї.

«аключение

ѕовод€ итог, важно отметить, что в насто€щее врем€ специалистам в области интеллектуальной собственности уже не приходитьс€ обосновывать целесообразность существовани€ ÷ентров интеллектуальной собственности. —тало очевидно их значение. √осударственна€ поддержка создани€ и развити€ ÷““ позволит образовательным организаци€м высшего образовани€ успешно позиционировать себ€ на рынке интеллектуальной собственности.

¬ –оссии создаютс€ различные Ќаучно-образовательные центры мирового уровн€, что предполагает межвузовское взаимодействие, создание и внедрение разработок на территории нашей страны, а также за рубежом. ¬ св€зи с этим необходимо создание межвузовских, а также международных ÷ентров интеллектуальной собственности. Ќеобходимы квалифицированные специалисты, имеющие знани€ и практический опыт, а также управленческие кадры, способные реализовывать инновационные проекты. ѕри межвузовском взаимодействии необходимо упор€дочить процесс создани€, обеспечени€ правовой охраны, коммерциализации и защиты результатов интеллектуальной де€тельности, созданных совместно соавторами из разных вузов. “акже возникают вопросы установлени€ творческого вклада соавторов в создание изобретений, выплаты вознаграждений соавторам из разных вузов за коммерциализацию изобретений и многие другие.

„итайте в рубрике: