Система развития и поддержки стартапов в Швейцарии

12 апреля 2021
Мировой опыт

В Швейцарии налажена эффективная система превращения лабораторных идей в бизнес, которая основана на государственной и частной поддержке.

Система развития и поддержки стартапов в Швейцарии состоит из трех уровней, и первый — университеты. Здесь действуют «лаборатории стартапов» — курсы для студентов и аспирантов, которые хотят попробовать себя в инновационной экономике и запустить собственный проект. На таком курсе студент может узнать, как зарегистрировать компанию, составить бизнес-план, найти сотрудников и инвесторов.

Когда идея бизнеса уже проработана, стоит воспользоваться программами городского или университетского масштаба: в их рамках можно получить до 100 000 франков для проверки идеи и pre-seed стадии. Если проект только начинается, то лучший вариант — CTI Innovation Cheque. Это 7500 франков от федерального департамента экономики на то, чтобы проверить реализуемость проекта совместно с любым швейцарским вузом.

На втором уровне находятся кантональные отделы поддержки бизнеса. Они могут взять на себя часть расходов, как правило, 50% — на получение патентов, обучение сотрудников, участие в выставках. Такая поддержка ограничена 100 000 франков в течение 5 лет. Похожая организация есть в каждом кантоне, она полезна для проекта на самых ранних предпосевных стадиях: грант можно получить даже до открытия компании.

Третьим, федеральным, уровнем поддержки стартапов занимается Комиссия по технологиям и инновациям CTI (с 2018 будет переименована в Innosuisse — Swiss Innovation Promotion Agency) при Министерстве экономики Швейцарии, где можно получить финансирование на проверку новой технологии и на доведение ее до работоспособного коммерческого продукта. CTI финансирует 1-1,5 года совместной работы с вузом для коммерциализации продукта. Государство покрывает до 70% стоимости работ при условии, что стартапер нанимает сотрудников для этой работы в швейцарском университете, а остальные 30% должна добавить компания. Средний грант составляет $300 000–400 000. Компании оставляют за собой все результаты работы и интеллектуальную собственность. Это удобный вариант, если у разработчика есть технология, но ее требуется «довести до ума» и превратить в готовый продаваемый продукт.

Также в Швейцарии существует организация Switzerland Global Enterprise, которая представлена во многих странах мира, в том числе и в России, Центрами содействия бизнесу (Swiss Business Hub). Одной из услуг является предоставление индивидуальной и бесплатной консультационной поддержки предпринимателям, заинтересованным в выходе на международные рынки посредством открытия компании в Швейцарии. Центры оказывают помощь в выборе места ведения деловой деятельности, а также располагают широкой сетью полезных контактов.

Ежегодно в Швейцарии запускается больше 40 000 стартапов. В среднем объем одной инвестиции составляет 2,5 млн швейцарских франков ($2,6 млн). Такая сравнительно небольшая сумма объясняется спецификой местного рынка: наибольший объем вложений приходится на предпосевные и посевные стадии, а дальнейшие инвестиции приходят уже от международных инвесторов. Инфраструктура швейцарского венчурного рынка устроена таким образом, чтобы для раундов, превышающих $1 млн, привлекать внимание зарубежных инвестиционных фондов — из других стран Европы, из США и Азии.

В Швейцарии к стартапам предъявляется ряд требований, которым необходимо соответствовать, чтобы получить государственную поддержку и найти частных инвесторов. Вот необходимые условия:

  • зарегистрированы права на интеллектуальную собственность;
  • стартап создан на базе или в тесном сотрудничестве с университетом и подпитывается новейшими научными разработками;
  • есть сильная ключевая команда с развитыми навыками, доли в компании распределены равномерно между всеми членами команды;
  • основатели сами вкладывают деньги в развитие стартапа;
  • технология, которую развивает компания, будет востребована на рынке или в крупной корпорации; инвесторы осторожно относятся к слишком революционной технологии, если у ее создателей нет понимания, как ее коммерциализировать и какова будет добавленная стоимость для потенциальных покупателей;
  • доходный потенциал стартапа в год должен быть шестизначным в евро или долларах. Потенциальный размер рынка, желательно глобального, на горизонте 5-10 лет должен исчисляться сотнями миллионов;
  • стартап должен начать приносить прибыль в первые 3-4 года.

В Швейцарии существует многоуровневая система государственной и частной поддержки стартапов. Однако не менее важно, что здесь налажена эффективная система превращения лабораторных идей в бизнес, и инновации растут не столько благодаря тому, что поддерживаются государством, сколько потому, что востребованы большим бизнесом, которому нужны новые технологии в качестве конкурентного преимущества.

Читайте в рубрике: