25 апрел€ 2024 года
–егистраци€

—истема развити€ и поддержки стартапов в Ўвейцарии

12 апрел€ 2021
ћировой опыт

¬ Ўвейцарии налажена эффективна€ система превращени€ лабораторных идей в бизнес, котора€ основана на государственной и частной поддержке.

—истема развити€ и поддержки стартапов в Ўвейцарии состоит из трех уровней, и первый Ч университеты. «десь действуют Ђлаборатории стартаповї Ч курсы дл€ студентов и аспирантов, которые хот€т попробовать себ€ в инновационной экономике и запустить собственный проект. Ќа таком курсе студент может узнать, как зарегистрировать компанию, составить бизнес-план, найти сотрудников и инвесторов.

 огда иде€ бизнеса уже проработана, стоит воспользоватьс€ программами городского или университетского масштаба: в их рамках можно получить до 100 000 франков дл€ проверки идеи и pre-seed стадии. ≈сли проект только начинаетс€, то лучший вариант Ч CTI Innovation Cheque. Ёто 7500 франков от федерального департамента экономики на то, чтобы проверить реализуемость проекта совместно с любым швейцарским вузом.

Ќа втором уровне наход€тс€ кантональные отделы поддержки бизнеса. ќни могут вз€ть на себ€ часть расходов, как правило, 50% Ч на получение патентов, обучение сотрудников, участие в выставках. “ака€ поддержка ограничена 100 000 франков в течение 5 лет. ѕохожа€ организаци€ есть в каждом кантоне, она полезна дл€ проекта на самых ранних предпосевных стади€х: грант можно получить даже до открыти€ компании.

“ретьим, федеральным, уровнем поддержки стартапов занимаетс€  омисси€ по технологи€м и инноваци€м CTI (с 2018 будет переименована в Innosuisse Ч Swiss Innovation Promotion Agency) при ћинистерстве экономики Ўвейцарии, где можно получить финансирование на проверку новой технологии и на доведение ее до работоспособного коммерческого продукта. CTI финансирует 1-1,5 года совместной работы с вузом дл€ коммерциализации продукта. √осударство покрывает до 70% стоимости работ при условии, что стартапер нанимает сотрудников дл€ этой работы в швейцарском университете, а остальные 30% должна добавить компани€. —редний грант составл€ет $300 000Ц400 000.  омпании оставл€ют за собой все результаты работы и интеллектуальную собственность. Ёто удобный вариант, если у разработчика есть технологи€, но ее требуетс€ Ђдовести до умаї и превратить в готовый продаваемый продукт.

“акже в Ўвейцарии существует организаци€ Switzerland Global Enterprise, котора€ представлена во многих странах мира, в том числе и в –оссии, ÷ентрами содействи€ бизнесу (Swiss Business Hub). ќдной из услуг €вл€етс€ предоставление индивидуальной и бесплатной консультационной поддержки предпринимател€м, заинтересованным в выходе на международные рынки посредством открыти€ компании в Ўвейцарии. ÷ентры оказывают помощь в выборе места ведени€ деловой де€тельности, а также располагают широкой сетью полезных контактов.

≈жегодно в Ўвейцарии запускаетс€ больше 40 000 стартапов. ¬ среднем объем одной инвестиции составл€ет 2,5 млн швейцарских франков ($2,6 млн). “ака€ сравнительно небольша€ сумма объ€сн€етс€ спецификой местного рынка: наибольший объем вложений приходитс€ на предпосевные и посевные стадии, а дальнейшие инвестиции приход€т уже от международных инвесторов. »нфраструктура швейцарского венчурного рынка устроена таким образом, чтобы дл€ раундов, превышающих $1 млн, привлекать внимание зарубежных инвестиционных фондов Ч из других стран ≈вропы, из —Ўј и јзии.

¬ Ўвейцарии к стартапам предъ€вл€етс€ р€д требований, которым необходимо соответствовать, чтобы получить государственную поддержку и найти частных инвесторов. ¬от необходимые услови€:

  • зарегистрированы права на интеллектуальную собственность;
  • стартап создан на базе или в тесном сотрудничестве с университетом и подпитываетс€ новейшими научными разработками;
  • есть сильна€ ключева€ команда с развитыми навыками, доли в компании распределены равномерно между всеми членами команды;
  • основатели сами вкладывают деньги в развитие стартапа;
  • технологи€, которую развивает компани€, будет востребована на рынке или в крупной корпорации; инвесторы осторожно относ€тс€ к слишком революционной технологии, если у ее создателей нет понимани€, как ее коммерциализировать и какова будет добавленна€ стоимость дл€ потенциальных покупателей;
  • доходный потенциал стартапа в год должен быть шестизначным в евро или долларах. ѕотенциальный размер рынка, желательно глобального, на горизонте 5-10 лет должен исчисл€тьс€ сотн€ми миллионов;
  • стартап должен начать приносить прибыль в первые 3-4 года.

¬ Ўвейцарии существует многоуровнева€ система государственной и частной поддержки стартапов. ќднако не менее важно, что здесь налажена эффективна€ система превращени€ лабораторных идей в бизнес, и инновации растут не столько благодар€ тому, что поддерживаютс€ государством, сколько потому, что востребованы большим бизнесом, которому нужны новые технологии в качестве конкурентного преимущества.

„итайте в рубрике: