Несмотря на то, что этот год объявлен в России Годом науки и технологий, вклад науки в экономику мягко говоря, не впечатляет, а отставание от лидеров — растет. Активность российских изобретателей и востребованность инноваций бизнесом также не увеличивается. Чем объясняется тенденция?
Количество патентных заявок, поданных российскими изобретателями в стране и за рубежом (отражает инновационную активность), снизилось между
Тенденция противоречит глобальному тренду. По всему миру число заявок за те же годы выросло с 2 до 3,2 млн, в полтора раза — такие данные приводит Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO).
Россия занимает восьмое место в мире (после Китая, США, Японии, Южной Кореи, Германии, Индии и Канады) по абсолютному количеству заявок. За десять лет она не изменила позицию в рейтинге.
Однако, если взглянуть на относительные показатели, картина выглядит более тревожной. На 1 млн россиян приходится 165 отечественных патентных заявок — впятеро меньше, чем в Китае и США, и в двадцать раз меньше, чем в Южной Корее, лидирующей по удельному весу инноваций на душу населения. По данному показателю РФ оказывается не восьмой, а восемнадцатой в списке, почти на уровне Ирана.
На $100 млн ВВП в России приходится 599 патентных заявок (на 187 меньше, чем в
Уменьшается и количество патентов, выданных россиянам. Согласно отчету Роспатента, за 2020 год, ведомство одобрило 17 тыс. отечественных заявок — на 15% меньше, чем в
Чем объясняется пассивность российских инноваторов? Переход России на «инновационный путь развития» власти провозгласили в
Реальность не оправдала ожиданий. В
Ни крупные корпорации, ни небольшие фирмы в РФ не склонны инвестировать в отечественные ноу-хау, считают эксперты, опрошенные Eurasianet.org.
C введением санкций получать западные технологии стало труднее. Однако от ограничений выиграли не отечественные разработчики и производители оборудования, а нефтесервисные компании Китая, Кореи, Сингапура, констатировало исследование компании Deloitte.
Если крупные корпорации предпочитают импорт технологий, то малым предприятиям трудно найти общий язык с крупными университетами и академическими институтами. Крупные институции не умеют эффективно работать с небольшими игроками. А ведь запрос на многие прорывные исследования предъявляют, во многих случаях, стартапы.
В итоге сильные, более производительные компании становятся еще лучше, а слабые, менее производительные еще сильнее отстают.
Доля затрат на ИиР в ВВП России не меняется на протяжении многих лет, составляя 1% (втрое меньше, чем планировалось в
Основная причина отставания — закрытость российской экономики. Речь не столько о недостатке ценовой конкуренции, сколько о конкуренции по качеству, новым продуктам. Такая конкуренция возникает только если экономика (в разумных пределах) открыта для мировых игроков. Когда такой конкуренции нет, то, с одной стороны, для компаний нет и стимулов что-либо улучшать, а с другой — нет демонстрационного примера, куда двигаться и что делать. И то, и другое очень плохо.
Защита местных производителей в рамках политики импортозамещения пошла на пользу некоторым отраслям, но снизила потребность в инновациях. Защита не должна занимать слишком продолжительное время, иначе отрасль становится неспособной к глобальной конкуренции и употребляет усилия в основном на то, чтобы лоббировать свою дальнейшую защиту и дополнительный масштаб поддержки«.
Что мешает ученым? Согласно опросам, недофинансирование является одной из главных проблем отечественной науки. В том, что для достижения прорывных результатов госрасходы на исследования необходимо довести до уровня развитых стран, убеждены практически все члены РАН.
Более половины (55%) россиян, опрошенных ВЦИОМ в начале прошлого года, считают, что российская наука отстает от мировой и хотели бы увеличить ее материальную поддержку.
Финансирование инноваций частным бизнесом и государством практически не менялось в течение десятилетия, составляя
Больше половины вложений в науку и инновации поступает из госбюджета. В том, что за последние годы объем частных инвестиций в исследования не изменился или уменьшился, были убеждены почти 70% академиков, опрошенных в
Объем бюджетных ассигнований на прикладные научные исследования в гражданской науке сокращается. Они достигли пика в
Запланированные на 2021 год госрасходы на гражданские ИиР (486 млрд рублей в действующих ценах) — меньше, чем инвестиции «Газпромнефти» в развитие двух газовых месторождений. Это резко контрастирует с политикой США, где недавно принят закон о господдержке развития новых технологий стоимостью $250 млрд.
Несмотря на скромные успехи, российские власти не оставляют претензий на лидерство в области инноваций. В частности, нацпроект «Наука» обещает вывести страну с восьмого на пятое место в рейтинге WIPO между 2021 и 2024 годами.
В достижимости цели есть основания усомниться, учитывая растущую (впятеро с 2012 года) эмиграцию научных кадров. Численность исследователей в стране упала на 35,5 тыс. в 2013-2020-м, что зеркально отражает одну из целей нацпроекта — увеличить штат ученых на 35 тыс. к 2024 году. Утечке мозгов" способствуют сравнительно низкие зарплаты ученых и, особенно, нехватка современного оборудования в лабораториях.
Усиление инновационной активности было одним из требований к вузам-участникам Проекта
Критики объясняют провал формально-бюрократическими методами достижения целей проекта (в частности, механическим наращиванием числа научных публикаций в ущерб качеству). В таких условиях ученые заинтересованы, скорее, в выполнении «нормы», чем в открытиях и инновациях.
На инновационной активности мог отрицательно сказаться и уход от традиционной системы, когда наукой занимались, главным образом, институты в структуре РАН или отраслевые НИИ, в пользу модели «университетской науки», соединяющей преподавание и исследования.
Связи между промышленностью и наукой были разорваны в
Итог деятельности ИР неутешителен: за это время на них израсходовали почти триллион рублей бюджетных средств, а воз (технологическое развитие) и ныне там.
Фиаско объясняли складированием денег на депозитах, бесперспективными вложениями, сверхвысокими окладами топ-менеджеров, коррупцией.
По мнению многих экспертов, основная проблема состоит в том, что после краха СССР в РФ так и не сложилась национальная инновационная система (НИС), обеспечивающая регулярное взаимодействие между наукой, государством и экономикой на всех стадиях — от производства фундаментального знания до применения результатов исследований на практике.