Премия «Инновация» присуждается лучшим проектам предыдущего года в семи конкурсных номинациях: «Проект года», «Куратор года», «Художник года», «Региональный проект», «Новая генерация», «Образовательный проект», «Книга года». Также оргкомитет вручает премии в двух внеконкурсных номинациях — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России».
В 2021 году на соискание премии было подано 460 заявок.
Первой из конкурсных стала номинация «Региональный проект». Ее получила выставка «Прометей космического века», представленная Галереей современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань) авторским коллективом, в который вошли Дина Ахметова, Анастасия Максимова, Янина Пруденко и Кирилл Светляков. Выставка посвящена Булату Галееву – художнику, изобретателю и ученому, который с 1960-х годов начал создавать светомузыкальные представления, фильмы, а также проекты, связанные впоследствии с опытом создания искусства на базе новых технологий.
В номинации «Образовательный проект» победителем стала публичная образовательная программа и выставка «Иди», созданная Александром Бубновым, Никитой Гойновам, Петром Стабровским и Анастасей Шипициной в Музее современного искусства PERMM (Пермь).
В номинации «Книга года» победу одержал Андрей Смирнов, автор книги «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины ХХ в». Это монография основателя «Термен-центра» Андрея Смирнова, которая посвящена истории искусства звука и музыкальной технологии в России и СССР первой половины ХХ века. Объединяющий лейтмотив книги — взгляд на историю отечественной звуковой культуры с точки зрения медиаархеологии.
В номинации «Новая генерация» победу одержал проект «Свобода. 1919. 2020» Елизаветы Коноваловой. Эта работа посвящена истории удивительного монумента — советской статуи Свободы авторства Николая Андреева, создателя памятника Гоголю на Никитском бульваре и зачинателя ленинианы.
«Художником года» стал Сергей Филатов, автор персональной выставки «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», представленной в Новосибирском государственном художественном музее. Это звуковые скульптуры и инсталляции, а также графические работы из цикла «В поисках плавающей точки» и серия живописи «Горизонт вечности».
«Куратором года» стал онлайн-проект Анны Буали, Анастасии Булановой, Алины Стуликовой и Ольги Шишко «100 способов прожить минуту», рассказывающий о том, как прожить минуту с искусством в эпоху пандемии, представленный Государственным музеем изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, Москва. «Минуты утекают сквозь пальцы. И каждая лишь капля. Проект «100 способов прожить минуту» помогает прочувствовать драгоценный вкус каждой капли времени», — рассказали о нем организаторы.
А в номинации «Проект года» победу одержал выставочный проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» (куратор – Юлия Аксёнова; координатор – Елизавета Павлычева; продюсер – Анна Ялова. Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург. Проект был посвящён одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века.