Трансфер (передача) технологий выступает одним из ключевых факторов развития как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. В США трансфер технологий стал основным механизмом эффективного использования результатов научно-технических исследований и разработок в стране, обеспечивая взаимовыгодный обмен знаниями и технологиями между государством, наукой, сферой образования и бизнесом.
Признание системы трансфера технологий важнейшим фактором экономического роста закреплено в законодательстве США, определяющем как административные, так и финансовые и иные обязанности участников инновационной деятельности в процессе создания и реализации инноваций и технологий. Первый федеральный закон, регулирующий процесс передачи технологий (Bayh—Dole Act, принят в 1980 г.), предоставил университетам, а также бесприбыльным малым предприятиям право передавать промышленным компаниям лицензии на коммерческое использование результатов исследований и разработок, полученных при финансовой поддержке правительства. В том же году был принят закон (Stevenson—Wydler Act), направленный на усиление взаимодействия федеральных лабораторий и промышленных предприятий, государственного и частного секторов. В 1982 г. был принят закон о развитии инноваций в малом бизнесе, на основе которого разработана специальная программа Small Business Innovation Research (SBIR). Согласно ей, федеральные ведомства, годовой бюджет которых на исследования и разработки превышал 100 млн долл., должны выделять не менее 1,25% этого бюджета на их проведение малым бизнесом. Но поскольку верхняя граница ассигнований не была установлена, у некоторых министерств она оказалась выше. Принятый в 1984 г. закон о совместных исследованиях снизил анти-трестовые барьеры для их проведения с участием как государственных структур, так и промышленных предприятий, частного бизнеса, университетов. Это способствовало созданию нескольких сотен консорциумов, занимающихся осуществлением исследований и разработок. В 1986 г. был принят закон о федеральном трансфере технологий, согласно которому различным институциональным структурам (университетам, частным и государственным лабораториям, фирмам, консорциумам, государственным организациям и др.) предоставлялось право заключать соглашения о проведении совместных исследований и разработок. Закон также определил ограничения, связанные с коммерческой, государственной тайной, национальной безопасностью. Создание центров передачи промышленных технологий для обеспечения более тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики было закреплено Общим законом о торговле и конкурентоспособности в 1988 г. Положения двух последних нормативных актов расширил закон о национальной конкурентоспособности и трансфере технологий, принятый в 1989 г. Он предоставил федеральным лабораториям, связанным контрактными обязательствами с федеральными агентствами, право заключать иные договоренности с третьими лицами, как государственными, так и частными. В США была признана эффективность технологического обмена. Он приносит выгоду как государству (для решения стратегических задач национальной экономики), так и частному сектору, позволяя увеличивать прибыль фирм и корпораций, повышать их конкурентоспособность на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Опираясь на полученные результаты, правительство США в начале