Инновации должны быть социальными

20 сентября 2021
Событие

Об этом говорили на IV Форуме социальных инноваций регионов, организованном Советом Федерации Федерального Собрания РФ и Правительством Москвы. Главной его темой в этом году стала «Социальная сфера: вызовы третьего тысячелетия».

Программа форума была построена вокруг восьми основных направлений: здоровья, образования, карьеры, долголетия, высоких технологий, счастья, социальной поддержки и будущего. В работе приняли участие представители власти и бизнеса, общественные деятели, лидеры мнений и эксперты в области медицины, образования и спорта.

На пленарном заседании Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что многие из ставших уже привычными социальных сервисов получили старт на инновационном пространстве форума, включая развитие государственно-частного партнерства, поддержка некоммерческого социального сектора, внедрение франчайзинга, создание системы мониторинга «Инцидент Менеджмент» и программы социального контракта.

По словам Председателя СФ, регионы максимально заинтересованы в повышении эффективности управления социальной сферой и переводе ее на современные инновационные рельсы. Поэтому было решено, что по итогам форума будут подготовлены конкретные рекомендации по внедрению социальных инноваций и здоровьесберегающих технологий, тиражированию лучших социальных практик, расширению участия организаций негосударственного сектора в оказании социальных услуг населению и реализации национальных проектов, развитию государственно-частного партнерства и социального предпринимательства.

В свою очередь, выступая на «пленарке» мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что за последние два года в России принято больше социальных инициатив, чем за предыдущие 10-15 лет, в Москве кардинально изменилась система оказания государственных услуг — в этом году практически 90% социальных сервисов перевели в электронный вид.

Москва, несмотря на пандемию коронавируса, не отступила от своих планов по модернизации системы здравоохранения и продолжает развивать инновационные проекты в этой сфере, заявил мэр Москвы. На сегодняшний момент, по его словам, московские врачи поставили 2 млн диагнозов, используя искусственный интеллект, а развитие Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) «идет шагами, которые и не снились в предыдущие годы».

Помощью в развитии медицинских стартапов занимается созданный недавно в столице Московский центр инновационных технологий в здравоохранении, рассказал на форуме руководитель центра Вячеслав Шуленин.
«Миссия нашего центра — облегчить путь для стартапов, связать их с московским здравоохранением, — объясняет он. — На сегодняшний день у нас уже 122 проекта в работе, из них 55 уже пилотируются на базе московских медучреждений. И я надеюсь, что в ближайшее время по результатам пилотирования они будут внедрены непосредственно в систему здравоохранения». Речь, по словам Шуленина, идет об экзоскелетах, кардиокреслах, комплексах ПЦР-тестов и многих других разработках.
Основной темой дискуссий на форуме стала клиентоцентричная модель как драйвер развития государства. Об этом говорили и представители Правительства Москвы, и приглашенные гости.

«Последние 1,5 года все говорят о клиентоцентричности и пациентоцентричности. 10 лет назад нас убеждали, что это невозможно, но мы не поверили и стали работать в направлении создания клиентоцентричного города. Предоставление государственных услуг и сервисов, таких как запись в школу, выплаты пособий, выдача некоторых документов, должно происходить оперативно. Поэтому мы постарались оцифровать максимальное количество услуг и отменить ненужные справки», — отметила заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. В качестве примеров внедрения таких цифровых технологий в Москве заммэра привела электронную карту москвича, которой пользуются уже более 15 млн горожан, и внедрение в здравоохранении искусственного интеллекта, который проводит предварительную диагностику заболеваний у пациентов. По ее словам, государство должно одновременно развивать все сферы жизни — от транспорта до пространства вокруг. А это очень сложно — охватывать все направления и удовлетворять интересы разных групп населения. «С точки зрения государства клиентоцентричность — это умение слышать и слушать людей и поступать так, чтобы соблюдать их интересы, даже если это не всегда популярные решения. Например, создавая новые больницы, мы вынуждены закрывать старые, а до новой иногда приходится ехать на автобусе. Для жителей это неудобно. Но даже в отремонтированные старые здания невозможно поставить новую технику и обеспечить качественный сервис», — пояснила Анастасия Ракова.

По мнению ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимира Мау, клиентоцентричность предполагает переход от монолога государства, обращенного к человеку, к диалогу на равных: «Клиентоцентричность — это прежде всего признание в человеке субъекта. При этом сам разговор о клиентоцентричном подходе вместо „заботы“ государства о гражданине — серьезный disrupt, прорыв в осмыслении работы системы госуправления, когда каждый налогоплательщик является клиентом и ожидает предоставления качественных госуслуг». По словам Владимира Мау, если сегодня говорить о развитии государственных сервисов в пятилетней перспективе, то это прежде всего «бесконтактное» государство, услуги которого можно будет получать, «не выходя из комнаты».

В рамках форума с докладом в информационной сессии «Как эффективно выстроить патентную стратегию для инновационных решений в медицине» выступила также заместитель руководителя Роспатента Виктория Галковская. По ее словам, создатели новых лекарственных препаратов должны иметь определенные преимущества, главным из которых является правовая охрана их разработки в виде результатов интеллектуальной деятельности: «Необходимо иметь в виду, что патентная охрана, например, лекарственных средств служит для производителей возможностью возместить затраты на инновационную разработку и вложить средства на развитие новых продуктов. Одновременно важно предпринять меры для предотвращения использования отдельными недобросовестными лицами патентной системы с целью необоснованного продления своего монопольного положения».

Председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров выступил на экспертной сессии «Современные тенденции развития сельских территорий». Глава Комитета СФ обратил внимание, что решение задач по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий требует пересмотра их места и роли в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в стране, направленных на повышение уровня жизни жителей села. «Внедрение социальных инноваций и их использование в новой Государственной программе комплексного развития сельских территорий, разработанной по поручению Президента РФ, безусловно, будет способствовать качественному изменению жизни сельских жителей, приблизив условия проживания на селе к уровню городов, в первую очередь в части доступности объектов социальной инфраструктуры», — сказал он. Сенатор добавил, что новая госпрограмма включает инновационные подходы в части проектного финансирования и поддержки инициатив.

Член Комитета СФ по социальной политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Рязанской области Ирина Петина провела дискуссионную сессию «Роль инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах России: инновации и перспективы развития». По словам сенатора, в регионе сформирован реестр социальных предприятий, включающий субъекты малого и среднего предпринимательства, создан Центр инноваций социальной сферы, наработан уникальный опыт поддержки народных художественных промыслов, активно поддерживается семейное и женское предпринимательство.

Помимо выступлений на форуме были представлены лучшие социальные инновации. На стенде «Московский центр инновационных технологий» можно было посмотреть вживую некоторые применяемые в столице разработки. Например, тренажер, позволяющий почувствовать, как тяжело быть пожилым человеком. Он разработан для обучения сиделок, чтобы те могли испытать на себе то, что чувствуют их подопечные. Или кардиокресло, при помощи которого можно снять ЭКГ без обращения в медицинское учреждение и к врачу. Теперь проверить свой сердечный ритм можно на некоторых предприятиях, офисах, в сети фитнес-залов. Кардиокресло выглядит как стул с широкой спинкой, двумя подлокотниками и металлическими ручками, как на беговых дорожках, они и измеряют пульс. Чтобы снять ЭКГ, нужно сесть и ввести на небольшом мониторе свои данные: возраст, рост, вес, пол, номер телефона, куда потом отправят результаты. На все уходит около пяти минут.

Интересным оказался и один из проектов, который начал действовать в первом полугодии этого года — курсы мемуаристики для пожилых людей. Начиная с февраля каждый москвич старше 55 лет теперь может передать в Главархив свои фотографии, видео, аудиозаписи и мемуары. Кстати, последнему учат на курсах клуба «Линии жизни». А один из мастер-классов прошел на площадке форума.

Помимо столичных социальных проектов на форуме были представлены и успешные программы регионов. Например, проект «Новые берега» из Пензенской области. Это целое поселение, где живут и работают более 120 человек с инвалидностью, на территории работают цех по производству полуфабрикатов, кафе, гостиница, реабилитационно-оздоровительный и образовательный комплексы. Или, например, социальная гостиница для пенсионеров, нуждающихся во временном уходе, в Чебоксарах. Учреждение помогает жителям, которым не с кем оставить престарелых членов семьи или родственников с инвалидностью на длительный период.

Всего на форуме за три дня работы выступили 310 спикеров, прошло 54 мероприятия, которые привлекли внимание более 9 500 посетителей.12 205 человек посмотрело трансляции онлайн. На форуме было подписано 31 соглашение о сотрудничестве.

Читайте в рубрике: