»нновационна€ система ѕольши

1 декабр€ 2021
ћировой опыт

ѕрошло почти дес€ть лет с момента вступлени€ ѕольши в ≈вропейский союз ≈—, и за этот период в стране был осуществлен целый р€д экономических и социальных реформ, которые помогли преобразовать польскую экономику и позволили ѕольше догнать по уровню развити€ другие страны-члены объединени€.

— 1991 года ¬¬ѕ ѕольши ежегодно растЄт, увеличившись к началу 2018 года до 524,5 миллиарда долларов (с 85,5 млрд долл.). ¬ 2021 году номинальный рост ¬¬ѕ составил около 3,5% Ч 642,1 миллиарда долларов. 

¬ правительстве страны осознают, что уровень инновационности и способность к инноваци€м €вл€ютс€ определ€ющими факторами национальной конкурентоспособности. —егодн€ экономика ѕольши характеризуетс€ низким по сравнению с ≈вропой в целом уровнем инноваций и высоким уровнем дифференциаци€ в этом отношении на региональном уровне. ¬ начале 2010-х годов в ѕольше началась долгосрочна€ реформа научно-технической сферы, сопровождаема€ также некоторыми изменени€ми в системе высшего образовани€. –еформа нацелена на децентрализацию управлени€ наукой, а также повышение кооперации между бизнес-сообществом и научно-исследовательскими институтами, работающими над коммерчески значимыми проектами. ¬ажным подспорьем в проведении реформ дл€ ѕольши стала финансова€ поддержка со стороны ≈вропейского —оюза: в 2007-2013 гг. из европейских фондов было выделено более 4 миллиардов евро на поддержку реформировани€ польских науки и образовани€. ¬ целом предприниматели, институты развити€, научно-исследовательские структуры и органы государственного управлени€ получили более 9,7 миллиарда евро в рамках ѕрограммы Ђ»нновационна€ экономикаї, финансируемой из европейских фондов. Ёти средства предназначались дл€ проектов, которые способствовали повышению инновационности польских предпри€тий.

»зменени€, происход€щие в национальной инновационной политике, а также в политике регионального развити€ создали возможности дл€ более эффективного использовани€ внутреннего потенциала отдельных территорий. ќни €вл€ютс€ отправной точкой дл€ национальных и региональных меропри€тий.

ќднако опыт показывает, на пути проведени€ активной политики инновационного развити€ на региональном уровне по-прежнему много барьеров. ѕоэтому дальнейша€ поддержка инновационной политики будет осуществл€тьс€ через меропри€ти€, направленные на активизацию и углубление сотрудничества между ¬аршавой и регионами.

—тимулирование роста инноваций в регионах 

¬ процессе создани€ и стимулировани€ инноваций большое значение имеют центры исследований и разработок, особенно в части развити€ Ќ»ќ –. ќни важны как дл€ предпринимателей, так и дл€ проведени€ исследований, которые можно затем эффективно коммерциализировать. “аким образом, важнейшей задачей и объектом стимулировани€ €вл€етс€ дальнейшее усиление сотрудничества между университетами и предпринимател€ми.

—оздание инноваций во многом определ€етс€ экономическим потенциалом данной территории.  ак правило, этот процесс тесно св€зан с человеческим капиталом и с исследовательскими возможност€ми.

“аким образом, инновации создаютс€, прежде всего, в городских центрах, особенно в агломераци€х. –егиональна€ инновационна€ политика заключаетс€ в дальнейшем укреплении существующих центров инноваций, а также стимулировании инноваций в малых и средних городах, дл€ которых характерны более слабый научный потенциал и более низкий уровень экономического развити€. ƒл€ наращивани€ инноваций в этих област€х важно более тесно св€зать их с компани€ми с относительно высоким инновационным потенциалом, которые расположены в крупнейших агломераци€х, региональных или субрегиональных центрах.

Ѕольшой упор в польской региональной инновационной политике сделан на создание и укрепление экосистемы, способствующей развитию стартапов. ѕри этом проекты, реализуемые на региональном уровне, должны быть св€заны с национальными приоритетами. ќсновна€ задача - создание условий дл€ развити€ инноваций в малых и средних городах. ¬ажно помочь молодым компани€м, дать доступ к профессиональным консультационным услугам на всех этапах их развити€, от фазы стартапа до этапа международной экспансии. ќсобое внимание удел€етс€ стимулированию иностранных компаний к созданию стартапов и развитию де€тельности в ѕольше.

—тимулирование инноваций также требует изменени€ способа управлени€ компани€ми, создани€ культуры открытости к экспериментам, риску и ошибкам. Ёта область компетенции собственников и управленческого персонала компаний.

Ќекоторые цифры 

ѕольское агентство развити€ предпринимательства отмечает р€д интересных фактов, относ€щихс€ к инновационной политики польских компаний накануне пандемии. “ак, 34,7% компаний, работающих в ѕольше, про€вл€ли инновационную активность в 2017-2019 годы. Ёто означает, что они внедрили или пытались применить хот€ бы одно новшество в своей де€тельности.

ѕри этом 30,1% компаний можно охарактеризовать как инновационные (то есть ими внедрено хот€ бы одно нововведение). ƒол€ инновационных компаний в зависимости от размера компаний такова: 29,2% инновационных компаний среди микропредпри€тий, 38,7% - среди малых предпри€тий, 43,3% - средних и 56,7% - крупных предпри€тий. 

ѕольские предпри€ти€ чаще внедр€ют инновации бизнес-процессов (24,5%), чем продуктовые инновации (13,1%). Ќовые инновации вводились гораздо чаще в масштабе компании - 25,7%, чем в масштабе рынка - 6,1%. ѕри этом инновационна€ де€тельность польских компаний это, прежде всего, инвестиции в основной капитал Ц например, закупка машин и оборудовани€ (в том числе компьютерной техники), транспортных средств (65% инновационно активных предпри€тий).

ќсновным источником инноваций на польских предпри€ти€х €вл€етс€ управленческий персонал (70% инновационно активных компаний), за которым следует внешн€€ среда компании - клиенты, поставщики и конкуренты (54%). 70% всех инновационно активных компаний сотрудничали с клиентами в сфере инновационной де€тельности, почти половина (46%) - с поставщиками, п€та€ часть (22%) - с конкурентами и другими предпри€ти€ми.

—реди преимуществ ведени€ инновационной де€тельности предприниматели указывают:

п

  • повышение качества обслуживани€ клиентов (54%), 

  • повышение способности адаптироватьс€ к требовани€м клиентов (51%), 

  • повышение качества продуктов и услуг (51%), 

  • повышение эффективности работы. (43%), 

  • привлечение новых клиентов (43%), укрепление бренда (43%), 

  • увеличение продаж (37%) и увеличение чистой прибыли (33%).

Ѕарьеры дл€ развити€ инноваций нос€т рыночный характер: сильна€ конкуренци€ в отрасли (55% инновационно-активных компаний) и нехватка квалифицированных сотрудников (41%), а также административные: бюрократи€ (45%) и негибкое законодательство (42%).

ѕо мнению компаний, неактивных в инновационной де€тельности, наиболее важным преп€тствием дл€ начала и ведени€ инновационной де€тельности €вл€етс€ убежденность в том, что така€ де€тельность неоправданна, поскольку в данной отрасли нет необходимости достигать рыночного преимущества (41%).

ќсенью 1992 года по инициативе представителей центров предпринимательства, ученых и органов государственного управлени€ ѕольши была создана јссоциаци€ организаторов центров инноваций и предпринимательства. 

јссоциаци€ объедин€ет физических и юридических лиц, €вл€ющихс€ центрами инноваций и предпринимательства, университетами и предпри€ти€ми, работающими над развитием инновационной экосистемы.

“акже польский рынок насыщен специализированными учреждени€ми по поддержке инновационного бизнеса. ќткрываютс€ квази-банковские финансовые учреждени€, такие как фонды посевного капитала, сети бизнес-ангелов, региональные и местные кредитные фонды.

”чреждени€, позвол€ющие внедр€ть новые продукты и услуги, такие как технопарки, технологические инкубаторы, инкубаторы академического предпринимательства и центры передачи технологий, также интенсивно развиваютс€. 

»менно здесь малые и зарождающиес€ предпри€ти€ получают шанс на успех. —егодн€ лидируют воеводства с наибольшим инновационным потенциалом: ћазовецкое, ћалопольское, Ќижнесилезское и ѕоморское, то есть четыре из 16 воеводств. ѕричем здесь доминируют городские агломерации: ¬аршава,  раков, ¬роцлав и “руйм€сто.

”спех этих воеводств заключаетс€ в способности привлекать самых €рких и самых творческих людей. »менно здесь наход€тс€ лучшие университеты и исследовательские центры. ¬озможности в сфере образовани€ привлекают человеческий капитал, а возможности делового сотрудничества с наукой - финансовый капитал. ћалопольское, Ќижнесилезское и ѕоморское воеводства несколько лет развиваютс€ динамично и несколько быстрее, чем лидер списка - ћазовецкое, увеличива€ расходы на исследовани€ и разработки на основе ¬¬ѕ, а также количество людей, работающих в области исследований и разработок.

ƒинамичное развитие этих воеводств также €вл€етс€ важной движущей силой дл€ развити€ особых экономических зон, которые успешно привлекают капитал, развивают инфраструктуру - как транспортную, так и образовательную Ц и ориентированные на инновационные области обучени€.

“акже все большее значение приобретают растущие центры инноваций и предпринимательства, такие как центры передачи технологий и инновации.

 ембриджский инновационный центр

¬ажным событием дл€ ѕольши стало то, что  ембриджский инновационный центр (CIC) летом 2020 года открыл свой второй европейский офис в ¬аршаве.  ембриджский инновационный центр (CIC) - американска€ компани€ по оказанию услуг в сфере недвижимости, котора€ позиционирует себ€ как Ђсообщество предпринимателейї.  омпани€ была основана в 1999 году выпускниками ћассачусетского технологического института (MIT) “имоти –оу и Ёндрю ќлмстедом.

HB Reavis со штаб-квартирой в Ћюксембурге предоставила  ембриджскому инновационному центру (CIC) финансирование в размере 58 миллионов долларов на расширение своих коворкингпространств по всему миру.  ампусы CIC, по сути, представл€ют собой смесь стартапов, Ђотделений корпоративных инновацийї и венчурных фондов, с арендаторами, имеющими доступ к оборудованным рабочим местам, конференц-залам, лаборатори€м и многому другому. ¬ CIC разработаны инновационные программы дл€ более чем дес€тка государств, включа€  анаду,  итай, √ерманию, японию и Ќидерланды.

Ќовый филиал CIC в ¬аршаве будет работать как инновационный кампус, ориентированный на привлечение технологических талантов из 17 стран ≈вропы. CIC Warsaw также станет одним из основных центров, способствующих развитию прорывных технологий в регионе.

 ампус CIC будет расположен в варшавском комплексе Varso Place, который включает в себ€ самое высокое офисное здание в ≈—, и станет вторым офисом CIC в ≈вропе после –оттердама. ≈го площадь составит 14 тыс. кв. м. „асть этих площадей будет отведена технологическим центрам и компани€м, работающим в наиболее важных на сегодн€шний день област€х инноваций: устойчивое развитие, цифрова€ трансформаци€ недвижимости, интернет вещей, безопасность и аэрокосмическа€ промышленность. ѕомимо инновационных хабов, в CIC Warsaw также будет зона 3D-прототипировани€, коворкинг дл€ международных компаний, эксклюзивный бизнес-клуб и зона социальных инноваций, доступна€ дл€ всех.



„итайте в рубрике: