Взаимоувязать ресурсы и результаты

28 мая 2021
Персона

Политика государства, направленная на развитие инновационной экосистемы страны, выходит сегодня на совершенно другой уровень. Разрабатывается новая стратегия, совершенствуются инструменты, необходимые для технологического лидерства, реформируются институты развития... Обо всем этом и многом другом нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью рассказал Рустам ТИХОНОВ, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России.

— В 2021 году подводятся итоги реализации Стратегии инновационного развития страны до 2020 года. На ваш взгляд, были ли трудности в процессе работы и каковы основные из них?

— Ключевым положительным итогом реализации стратегии я бы отметил формирование институциональной среды, а также создание основных элементов инновационной инфраструктуры. При этом пока еще сохраняется потребность в ориентировании всей имеющейся инновационной инфраструктуры и ресурсов национальных проектов на цели достижения технологического лидерства.

Текущая Стратегия инновационного развития — 2020 отслужила свое, и теперь нужно перейти к новой модели инновационной политики. Как показывает и наш, и международный опыт, достижения технологического лидерства одной только поддержкой предложения (исследований и разработок) не добиться. Массовое внедрение новых технологий (инновационной продукции) невозможно без поддержки спроса на инновации, в том числе через популяризацию и маркетинг. Следовательно, нам нужно сместить акценты на создание инновационной системы, которая будет работать «под заказ», в том числе обеспечивая «бесшовность» инструментов поддержки.

Нам нужно ориентировать всю имеющуюся инновационную инфраструктуру и ресурсы национальных проектов на цели достижения технологического лидерства. Исходя из этого и будет формироваться новая инновационная политика и новый документ стратегического планирования, обеспечивающий взаимоувязку и ресурсов, и результатов.

— На чем, по вашему мнению, должны в первую очередь делать акцент в своей работе руководители региональных и муниципальных органов власти для того, чтобы их территории можно было бы с полным правом назвать инновационными?

— Для ответа на данный вопрос, сперва нужно определиться, что такое инновации. В 2011 году в закон о науке (Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») внесены основные определения, но практика показала, что их недостаточно. Законодательно понятия «технологические инновации» и «инновационная продукция» еще не закреплены, поэтому имеются определенные разногласия и сложности, в том числе и со сбором статистики. Мы в Минэкономразвития под инновациями всегда подразумеваем результат — введение в употребление новой или значительно усовершенствованной продукции.
А для этого должен использоваться весь перечень мер государственной поддержки, предлагаемых налоговой, бюджетной, научной, технической, миграционной и другой политикой. Перекос в одну из составляющих приведет к разбалансировке всей инновационной системы.

— В стране инициирована реформа всей инновационной экосистемы. Какой эффект ожидается от реорганизации институтов инновационного развития?

— Работа по реформированию институтов развития, направленная
на повышение их эффективности и достижение национальных целей, была запущена Правительством Российской Федерации осенью 2020 года. Следует отметить, что в периметре реформы оказались не только инновационные, но также иные отраслевые институты развития.

Большая часть всех институтов развития была создана десять лет назад для решения конкретных задач. Но со временем появились и новые, которые требуют корректировки работы таких структур: дублирования функций, координации действий институтов развития, а иногда и открытой конкуренции как за бюджетные средства, так и с частными организациями.

Теперь мы устанавливаем новый подход к деятельности институтов развития. Некоторые институты войдут в состав ВЭБ.РФ. Все заявки, которые будут туда представлены, подвергнутся экспертизе
на соответствие проекта наццелям и профилю института. Реализацию планируется осуществлять с использованием инструментов ВЭБа как ресурса, который позволяет задействовать финансовый рычаг для восполнения недостатка капитала.
Также планируется внедрение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ) институтов развития, которые будут характеризовать как деятельность конкретного института, так и достижение интегрального отраслевого КПЭ.

— Как известно, 2021 год объявлен в России Годом науки
и технологий. Роль науки, высшего образования в целом является основополагающей в развитии инновационных процессов.
Как государство планирует стимулировать деятельность академических кругов для решения вопросов по внедрению в экономику высокотехнологических прорывных инноваций и выводу их на рынок?

— Уже не один год в целях стимулирования коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и интенсификации сотрудничества науки и бизнеса Минэкономразвития России выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти и ведет системную работу по созданию и развитию инновационных научно-технологических центров («технодолин»). Например, в январе 2021 года их было уже пять, все в разной степени готовности.

Напомню, что основная особенность ИНТЦ заключается в том, что задачей таких центров является в первую очередь выстраивание инфраструктуры вокруг организаций высшего образования и научных организаций.

Создание технологических долин обеспечит синхронизацию усилий науки, образования и бизнеса, будет способствовать возникновению благоприятных условий для реализации приоритетных направлений развития науки, техники и технологий, а также обеспечению реализации национальных проектов Российской Федерации.

В рамках деятельности ИНТЦ обеспечивается создание центров проведения научных и исследовательских работ, организация трансфера научных компетенций вузов в коммерческий оборот, вовлечение студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованных на рынке, создание условий проведения бизнесом научных и опытно-конструкторских работ на базе лабораторных и опытных мощностей научных организаций.

Читайте в рубрике: