јльтернативы инновационному развитию нет

30 сент€бр€ 2021
ѕерсона

¬ услови€х современного рынка инновации станов€тс€ ключевым элементом развити€ любой страны. ¬ докладе за 2021 год Ђ√лобальный инновационный индексї (√»», Global Innovation Index),содержащем результаты анализа инновационных систем 132 стран и их рейтинг по уровню инновационного развити€, –осси€ зан€ла 45-е место. ѕравительство прикладывает большие усили€ дл€ улучшени€ ситуации, реализуютс€ проекты в област€х формировани€ компетенций инновационной де€тельности, эффективной науки, инфраструктуры инноваций, развити€ инновационного бизнеса и территорий инноваций. Ќо в то же врем€ остаетс€ много проблем, страна сегодн€ испытывает насто€щий дефицит в литературе, призванной всесторонне освещать эту тему, большой дефицит в кадрах. ќ необходимости решать данную проблему и о том, что нужно предпринимать дл€ того, чтобы улучшить ситуацию, мы поговорили с ¬алерием ƒмитриевичем ƒзгоевым, кандидатом физико-математических наук, заслуженным экономистом –‘, общественным де€телем, издателем, основателем издательского дома ЂЅюджетї.

Ч ¬алерий ƒмитриевич, в этом году издательский дом ЂЅюджетї выпустил в свет книгу Ђ—тратегирование национальных и региональных инновационных системї. ¬ы были автором идеи, редактором и руководителем проекта. ѕочему вы выбрали именно эту тему?

Ч ¬есной 2018 года в —еверо- авказском федеральном округе дл€ региональных министерств экономического развити€ мы организовали круглый стол, на котором обсуждалась тема инновационного развити€. Ѕыли представлены все субъекты округа. ѕолучилс€ глубокий, интересный по содержанию разговор, были интересные докладчики, но, к сожалению, продолжени€ никакого это не получило.

ѕозже, в конце прошлого года, € обратил внимание, что в майских указах президента тема инновационного развити€ выделена особо и что к 2024 году 50 процентов технологических промышленных активов страны должны добитьс€ инновационной продукции. ѕонима€, что альтернатива сырьевой экономики только инновационна€ экономика, начали двигатьс€ в этом направлении. ¬ это же врем€ созрела и иде€ создани€ книги. я организовал своих коллег, каждый получил конкретное задание, четко была сформулирована структура книги, и она по€вилась на свет. ’очу особо отметить, что это не научное издание. Ёто учебное пособие, методическое руководство, но оно очень полезно дл€ чиновников, которые отвечают за инновационное направление у себ€ в субъектах, в муниципальных образовани€х.   такому выводу € пришел благодар€ множеству частных бесед, в которых они признаютс€, что часто не понимают, чего от них хот€т, не понимают самой проблематики. ¬от дл€ них мы эту книгу и создали. „итаетс€ она очень легко, сделать это можно буквально за два вечера и получить представление о том, как все работает.

Ч Ќа ваш взгл€д, что в первую очередь необходимо предпринимать, чтобы страна в инновационном развитии занимала лидирующие позиции в мире?

Ч ƒл€ того чтобы двигатьс€ к лидирующим позици€м в мире, нужно еще многое сделать в этом направлении, многое изменить. ≈сть три момента, которые € бы выделил и которые реалистично решить.

¬о-первых, необходимо, формировать инновационную культуру, поскольку именно она способствует развитию инновационного общества. “ут уместно вспомнить высказывание экономиста ѕитера ƒрукера, Ђкультура съедает стратегию на завтракї. ќн говорил о корпоративной культуре, но это вполне распростран€етс€ и на государство. «адача формировани€ инновационной культуры должна стать приоритетом государства и общества. ѕри этом необходим комплексный подход к проблемам формировани€ инновационной культуры, развити€ инновационной грамотности дл€ тех людей, кому это необходимо. Ёто прежде всего касаетс€ представителей власти, бизнеса, науки и высшего образовани€.

¬торое Ч на мой взгл€д, нужно активизировать работу и подключить к инновационному процессу губернаторов и региональные власти. —егодн€ это слабо развито. ƒа, есть пор€дка 20 самодостаточных, богатых регионов, с крепкой экономикой, с сильными вузами и развитой индустрией. ѕоэтому губернаторы этих регионов сами, по своей инициативе, двигают это направление. ќстальные же или выжидают чего-то, или ссылаютс€ на свою бедность и тому подобное. “ак быть не должно. ≈сли они не желают по своей воле заниматьс€ инновационным развитием своих регионов, то необходимо их к этому принуждать. ѕоскольку известно, что все революции в –оссии проход€т как революции сверху, то необходимо внедрить в показатели оценки эффективности де€тельности высших должностных лиц субъектов и такой пункт, как инновационное развитие, чтобы они активно участвовали в этом направлении. я полагаю, что власть должна присутствовать во всех задачах по инновационному развитию и находить эффективные способы поддержки инновационного бизнеса. √осударственна€ поддержка инноваций, Ќ»ќ – €вл€ютс€ жизненно важной дл€ инновационного роста, в том числе из-за того, что инвестиции и исследовани€, поиск новых технологий дл€ частного сектора слишком обременительны, часто неподъемны. ѕонима€ важность этого вопроса, мы сейчас готовим к печати еще одну нашу книгу, в которой освещаетс€ роль власти в инновационном развитии.

Ќаконец, третий пункт Ч он весьма тонкий, но важный, и нужно об этом громко говорить, и надеюсь, рано или поздно вас услышат. ќ чем речь? ¬ советское врем€ при каждом областном комитете партии был отдел вузов и большое количество работников, которые держали руку на пульсе работы всего образовани€. —ейчас же российские вузы в регионах предоставлены сами себе и ректор Ч местный кн€зь, поскольку его финансирует ћосква. ќн с уважением относитс€ к губернатору, но не подчин€етс€ ему, и его никто не контролирует из региональной власти. я считаю, что это неправильно. —егодн€ у губернатора есть министр в областном правительстве, который формально отвечает и за науку, и за высшее образование тоже, но у него нет реальной власти над ними. ѕоэтому ректор может чувствовать себ€ так вольготно и игнорировать региональные власти. ј нужно, чтобы региональный министр мог при необходимости рекомендовать федеральному министерству и сн€ть ректора, если тот не вли€ет должным образом на развитие региона. “ака€ модель управлени€ могла бы существенно помочь сотрудничеству вузов с местным бизнесом, создать аль€нс, чтобы бизнес выступал заказчиком в том или ином региональном университете, а последний обращал внимание на ча€ни€ местного бизнеса. “ака€ же проблема есть и в институтах –јЌ в различных регионах страны. Ѕуквально на дн€х € стал свидетелем истории, когда в сибирском отделении –јЌ в новосибирском јкадемгородке директором всемирно известного института федеральное министерство назначило сотрудника, который проиграл выборы, но у которого в ћоскве нашлись друзь€. “ем самым мнение коллектива было проигнорировано.

Ч ѕо вашему мнению, какую роль должна играть наука и высшее образование в формировании инновационной политики государства?

Ч ¬ыше мы уже затронули эту тему. ћогу еще раз сказать: эта роль очень велика. ¬спомним модель Ђтройной спиралиї Ч наука и университеты должны быть св€заны с властью и бизнесом в инновационном развитии. ¬ласть должна контролировать весь процесс, а бизнес активно сотрудничать с научно-техническим сообществом, выступа€ заказчиком, потребителем тех изобретений, которые научное сообщество выдает. Ётот аль€нс исключительно важен. “акие примеры в стране есть, но их недостаточно и о них мало говор€т. ј ведь неотъемлемой частью процесса технологических инноваций, играющей решающую роль, €вл€етс€ трансфер (передача) технологий, под которым понимаетс€ процесс передачи результатов научных и технологических исследований на рынок. “рансфер технологий превращает знани€ в деньги. ¬едущие университеты мира накопили опыт успешно работающих подразделений, занимающихс€ трансфером технологий. » в нашей стране этот опыт набирает силу. ≈ще в 2015 году в ведущих российских университетах планировалось создание центров трансфера технологий. ѕланы были хорошие, и их просто нужно довести до конца. » здесь нужно повышать знани€ людей, отвечающих за эти направлени€. ¬ вузах, в Ќ»», где есть перспектива прикладных решений, должны быть созданы отделы, укомплектованные юристами, экономистами, патентоведами, помогающими изобретателю продать его изобретение. ¬се эти меры послужат заметной положительной динамике в сфере улучшени€ инновационного климата страны. ’очу отметить, что и в нашей книге этой теме уделено много места потому, что она (тема) очень важна дл€ инновационного развити€ –оссии.

Ч  аковы на сегодн€шний день, основные сложности в реализации создани€ инновационной экосистемы в –оссии? √отово ли общество?

Ч Ќа мой взгл€д, к сожалению, общество еще не совсем готово. ƒл€ того чтобы инновационное мышление превалировало, нужно активно подключать —ћ», все политические элиты должны обратить на эту проблематику самое пристальное внимание. ћогу привести один пример из моего личного наблюдени€. ” нас в бизнес-сообществе есть сегодн€ такие гиганты, как “оргово-промышленна€ палата, Ђƒелова€ –осси€ї, Ђќѕќ–ј –ќ——»»ї, большой бизнес объедин€ет –оссийский союз промышленников и предпринимателей. » только у последнего есть комитет по инноваци€м. ” всех остальных такого нет, хот€ имеютс€ по нескольку дес€тков комитетов на все случаи жизни, по всем направлени€м. ¬от и ответ на вопрос: готово ли общество? — одной стороны, в майских указах национальный лидер говорит, что этим надо заниматьс€, потому что альтернативы нет, а общество весьма индифферентно. Ќет глубокого понимани€ того, что инновационное развитие Ч это безальтернативна€ стратеги€. ƒругое дело, что само название, режет слух современному росси€нину. “ак же как у нас терпеть не могут, когда мы говорим о брендинге или маркетинге городов. ќдин очень известный и авторитетный профессор мне говорит: ЂЌу, брендинг городов € признаю, а маркетинг Ч нетї. Ќу вот как с этим жить? ”вы, так пока наше общество устроено. ѕоэтому как можно больше нужно об этом говорить и писать. » начинать нужно со школьной скамьи. я уже говорил об инновационной культуре. ѕовторюсь еще раз: ее необходимо развивать потому, что она €вл€етс€ необходимой составл€ющей инновационного развити€ экономики. ќтсутствие инновационной культуры общества Ч одна из главных причин инновационной стагнации.

√овор€ о сложност€х в реализации создани€ инновационной экосистемы, € бы отметил, что сегодн€ в –оссии целые отрасли экономики полагаютс€ на государственный заказ и зачастую действуют в неконкурентной среде. ¬ результате у них отсутствует бизнес-мышление и бизнес-процессы, которые бы способствовали рассмотрению и внедрению инновационных разработок.

“акже зачастую в компани€х не планируютс€ и не выдел€ютс€ ресурсы на внедрение новых разработок, отсутствуют соответствующие инвестиционные программы. ¬о многих компани€х в принципе отсутствует технологическа€ политика, программы развити€ технологий и новых продуктов.

ћолодежь, работники вузов, научной сферы генерируют огромное количество инновационных и технологических идей. ќднако их авторы часто жалуютс€, что им не удаетс€ привлечь внимание инвесторов и получить финансирование. ¬ то же врем€ российские бизнес-ангелы и венчурные инвесторы говор€т о дефиците привлекательных проектов. «ачастую именно нехватка бизнес-компетенций не позвол€ет разработчикам проработать экономическую составл€ющую проекта, избрать правильный способ коммерциализации своей технологии и представить ее на суд инвестора в привлекательной форме. ¬ общем, проблем в этой сфере пока предостаточно, однако, на мой взгл€д, все они решаемы.

Ч Ќамерены ли вы и дальше развивать тему инновационного развити€? ≈сли да, то каковы планы на ближайшее будущее?

Ч я как гражданин, издатель, редактор финансово-экономических изданий очень интересуюсь этой темой и считаю, что ею нужно заниматьс€, искать партнеров, единомышленников. ¬ ближайшее врем€ € буду встречатьс€ с руководством одной из бизнес-ассоциаций и предложу им программу действий в этом направлении. ћне кажетс€, что мы договоримс€ и примем совместный план действий. ѕоскольку у них 85 региональных офисов, то мы могли бы развернуть образовательную сеть по всей стране по вопросам инновационного развити€.

ћы также подготовили две книги по данной тематике: одна уже вышла, с нее мы и начали наш разговор, друга€ Ч о роли властей в инновационном развитии Ч готовитс€ к печати. “реть€ Ч о том, как повысить инновационную культуру компании, Ч на подходе. ћое мнение, что в ближайшие годы нам нужно издать таких простых и €сных книг как можно больше, чтобы подготовить страну к пониманию всех этих вопросов. ѕомимо этого, нами уже создан информационный портал, который будет помогать предпринимател€м-инноваторам, наход€щимс€ на разном уровне воплощени€ своих идей, публиковать свои презентации, а инвестиционным фондам, бизнес-ангелам, индивидуальным инвесторам и компани€м со свободными средствами получать информацию о стартапах и вкладывать в них средства.

ѕовторюсь, что многолетний опыт общени€ с государственными и муниципальными чиновниками, представител€ми бизнеса показывает отсутствие понимани€ всей этой проблематики у подавл€ющего большинства. „то неудивительно. ¬едь вузы только стали учить этим знани€м, стали по€вл€тьс€ кафедры. ќднако сегодн€ практически нет никакой литературы на тему инноваций, кроме научных монографий и учебников дл€ студентов. ѕоэтому первейшей задачей € считаю повышение знаний всех заинтересованных сторон. Ѕез соответствующих знаний сложно двигатьс€ вперед и добиватьс€ успеха.

„итайте в рубрике: