¬заимоув€зать ресурсы и результаты

28 ма€ 2021
ѕерсона

ѕолитика государства, направленна€ на развитие инновационной экосистемы страны, выходит сегодн€ на совершенно другой уровень. –азрабатываетс€ нова€ стратеги€, совершенствуютс€ инструменты, необходимые дл€ технологического лидерства, реформируютс€ институты развити€... ќбо всем этом и многом другом нашему корреспонденту в эксклюзивном интервью рассказал –устам “»’ќЌќ¬, директор ƒепартамента инновационного развити€ ћинэкономразвити€ –оссии.

Ч ¬ 2021 году подвод€тс€ итоги реализации —тратегии инновационного развити€ страны до 2020 года. Ќа ваш взгл€д, были ли трудности в процессе работы и каковы основные из них?

Ч  лючевым положительным итогом реализации стратегии € бы отметил формирование институциональной среды, а также создание основных элементов инновационной инфраструктуры. ѕри этом пока еще сохран€етс€ потребность в ориентировании всей имеющейс€ инновационной инфраструктуры и ресурсов национальных проектов на цели достижени€ технологического лидерства.

“екуща€ —тратеги€ инновационного развити€ Ч 2020 отслужила свое, и теперь нужно перейти к новой модели инновационной политики.  ак показывает и наш, и международный опыт, достижени€ технологического лидерства одной только поддержкой предложени€ (исследований и разработок) не добитьс€. ћассовое внедрение новых технологий (инновационной продукции) невозможно без поддержки спроса на инновации, в том числе через попул€ризацию и маркетинг. —ледовательно, нам нужно сместить акценты на создание инновационной системы, котора€ будет работать Ђпод заказї, в том числе обеспечива€ Ђбесшовностьї инструментов поддержки.

Ќам нужно ориентировать всю имеющуюс€ инновационную инфраструктуру и ресурсы национальных проектов на цели достижени€ технологического лидерства. »сход€ из этого и будет формироватьс€ нова€ инновационна€ политика и новый документ стратегического планировани€, обеспечивающий взаимоув€зку и ресурсов, и результатов.

Ч Ќа чем, по вашему мнению, должны в первую очередь делать акцент в своей работе руководители региональных и муниципальных органов власти дл€ того, чтобы их территории можно было бы с полным правом назвать инновационными?

Ч ƒл€ ответа на данный вопрос, сперва нужно определитьс€, что такое инновации. ¬ 2011 году в закон о науке (‘едеральный закон от 23.08.1996 є 127-‘« Ђќ науке и государственной научно-технической политикеї) внесены основные определени€, но практика показала, что их недостаточно. «аконодательно пон€ти€ Ђтехнологические инновацииї и Ђинновационна€ продукци€ї еще не закреплены, поэтому имеютс€ определенные разногласи€ и сложности, в том числе и со сбором статистики. ћы в ћинэкономразвити€ под инноваци€ми всегда подразумеваем результат Ч введение в употребление новой или значительно усовершенствованной продукции.
ј дл€ этого должен использоватьс€ весь перечень мер государственной поддержки, предлагаемых налоговой, бюджетной, научной, технической, миграционной и другой политикой. ѕерекос в одну из составл€ющих приведет к разбалансировке всей инновационной системы.

Ч ¬ стране инициирована реформа всей инновационной экосистемы.  акой эффект ожидаетс€ от реорганизации институтов инновационного развити€?

Ч –абота по реформированию институтов развити€, направленна€
на повышение их эффективности и достижение национальных целей, была запущена ѕравительством –оссийской ‘едерации осенью 2020 года. —ледует отметить, что в периметре реформы оказались не только инновационные, но также иные отраслевые институты развити€.

Ѕольша€ часть всех институтов развити€ была создана дес€ть лет назад дл€ решени€ конкретных задач. Ќо со временем по€вились и новые, которые требуют корректировки работы таких структур: дублировани€ функций, координации действий институтов развити€, а иногда и открытой конкуренции как за бюджетные средства, так и с частными организаци€ми.

“еперь мы устанавливаем новый подход к де€тельности институтов развити€. Ќекоторые институты войдут в состав ¬ЁЅ.–‘. ¬се за€вки, которые будут туда представлены, подвергнутс€ экспертизе
на соответствие проекта наццел€м и профилю института. –еализацию планируетс€ осуществл€ть с использованием инструментов ¬ЁЅа как ресурса, который позвол€ет задействовать финансовый рычаг дл€ восполнени€ недостатка капитала.
“акже планируетс€ внедрение системы ключевых показателей эффективности ( ѕЁ) институтов развити€, которые будут характеризовать как де€тельность конкретного института, так и достижение интегрального отраслевого  ѕЁ.

Ч  ак известно, 2021 год объ€влен в –оссии √одом науки
и технологий. –оль науки, высшего образовани€ в целом €вл€етс€ основополагающей в развитии инновационных процессов.
 ак государство планирует стимулировать де€тельность академических кругов дл€ решени€ вопросов по внедрению в экономику высокотехнологических прорывных инноваций и выводу их на рынок?

Ч ”же не один год в цел€х стимулировани€ коммерциализации результатов интеллектуальной де€тельности и интенсификации сотрудничества науки и бизнеса ћинэкономразвити€ –оссии выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти и ведет системную работу по созданию и развитию инновационных научно-технологических центров (Ђтехнодолинї). Ќапример, в €нваре 2021 года их было уже п€ть, все в разной степени готовности.

Ќапомню, что основна€ особенность »Ќ“÷ заключаетс€ в том, что задачей таких центров €вл€етс€ в первую очередь выстраивание инфраструктуры вокруг организаций высшего образовани€ и научных организаций.

—оздание технологических долин обеспечит синхронизацию усилий науки, образовани€ и бизнеса, будет способствовать возникновению благопри€тных условий дл€ реализации приоритетных направлений развити€ науки, техники и технологий, а также обеспечению реализации национальных проектов –оссийской ‘едерации.

¬ рамках де€тельности »Ќ“÷ обеспечиваетс€ создание центров проведени€ научных и исследовательских работ, организаци€ трансфера научных компетенций вузов в коммерческий оборот, вовлечение студентов и научных сотрудников в разработку технологий, востребованных на рынке, создание условий проведени€ бизнесом научных и опытно-конструкторских работ на базе лабораторных и опытных мощностей научных организаций.

„итайте в рубрике: