XVI ¬сероссийска€  онференци€
Ђћестные бюджеты в современных услови€хї
июн€ 2023 года
ONLINE

√ибкое управление и построение инновационной культуры

21 июл€ 2021
ћнение

—егодн€ в учебных заведени€х активно внедр€етс€ инновационна€ де€тельность, призванна€ повысить эффективность образовательного процесса. √лавна€ цель Ч раскрыть уникальные способности каждого ребенка и сформировать у него навыки, отвечающие актуальным запросам общества.

–оссийска€ школа Ч это традиционна€ школа, в которой живут по пор€дкам, установившимс€ еще во времена славного советского прошлого. —торонников привычной модели, восхищающихс€ ее достоинствами, немало, равно как и ее противников, однако и те, и другие сход€тс€ во мнении, что образовательна€ система нуждаетс€ в модернизации. ћасштабные реформы происход€т и на федеральном уровне (введение ‘√ќ—), и внедр€ютс€ в отдельно вз€тых учреждени€х.   слову, школы могут брать за образец зарубежные педагогические практики и, адаптиру€ их к российской специфике, реализовать в качестве инновационных проектов.

‘едеральным законом об образовании определены две основные формы реализации инновационной де€тельности в школе. Ёто Ч программа и проект.

ѕрограмма инновационной де€тельности школы €вл€етс€ приложением к программе развити€ школы, разрабатываемой на несколько лет (обычно на 5), в то врем€ как проект Ч это, по сути, план инновационной де€тельности в школе, содержащий конкретные данные. “ак, в проекте отображаютс€ цели, задачи, актуальность, этапы (организационный, тестовый, реализуемый, итогово-аналитический) и сроки его реализации. –азработкой проекта занимаетс€ педагогический (управл€ющий) совет школы или группа педагогов во главе с куратором.  ак правило, участниками группы станов€тс€ учител€, профессиональные навыки и личные качества которых соответствуют профилю проекта. “ак, инновационна€ де€тельность в начальной школе часто имеет творческую направленность, что делает необходимым участие в проектах учителей музыки, изобразительного искусства, а также педагогов, обладающих креативным и нестандартным мышлением. »нновации также могут быть направлены на внедрение оригинальных методик и технологий преподавани€ (тестовые, модульные методики), на модернизацию образовательной де€тельности (уроки-пары, динамическое расписание) и др.

ѕо истечении запланированного срока реализации проекта на очередном заседании педсовета предъ€вл€етс€ отчет, в котором анализируетс€ и оцениваетс€ инновационна€ де€тельность учителей школы, отражаютс€ достигнутые результаты и определ€ютс€ слабые аспекты, требующие доработки в будущем.

“ак как развитие инновационной де€тельности в школе €вл€етс€ одной из приоритетных задач правительства, государство ее стимулирует. ƒл€ получени€ гранта необходимо одержать победу в конкурсах, информаци€ о которых публикуетс€ на официальном сайте ћинпроса. Ќа первом этапе заполн€етс€ и подаетс€ за€вка, где указываютс€ цели и задачи проекта, его целева€ аудитори€, а также этапы и сроки реализации.

ќсновными критери€ми, по которым оцениваютс€ образовательные учреждени€, €вл€ютс€:

  • новизна и актуальность инновационного проекта;
  • наличие у конкурсанта наработок по за€вленной теме;
  • репутаци€ учебного заведени€, основанна€ на результативности его предыдущей конкурсной де€тельности;
  • ориентированность инновационной разработки на достижение высоких результатов, согласно основным направлени€м политики государства в сфере общего образовани€;
  • открытость конкурсанта получению новых знаний и готовность свободного тиражировани€ собственного опыта.

ќпределенные требовани€ выдвигаютс€ к образовательным учреждени€м, уже получившим субсидию. “ак, государство рекомендует дополнительно привлекать внебюджетные средства и в об€зательном пор€дке соблюдать услови€, которые были указаны грантополучателем при подаче за€вки. “акже необходимо активно делитьс€ достигнутыми результатами, провод€ вебинары дл€ целевой аудитории и размеща€ в »нтернете видеоматериалы о работе в рамках проекта.

 роме того, выиграв конкурс на получение гранта, школа берет на себ€ р€д об€зательств, среди которых:

  • предоставление сведений о реализации инновационного проекта по запросу ћинистерства просвещени€;
  • в случа€х, когда более чем на 10% измен€етс€ сумма расходуемых целевых средств, грантополучатель об€зан согласовывать траты с ћинистерством просвещени€;
  • в случа€х, когда учебным заведением использованы не все средства, полученные по гранту, их необходимо возвратить в бюджет государства.

“ема инновационной де€тельности школы весьма актуальна и востребована в современном обществе, и ежегодно в мире реализуютс€ дес€тки проектов, наиболее интересные из которых освещаютс€ в —ћ». “ак, в европейских учебных заведени€х активно внедр€ютс€ новшества, направленные на создание неформальной атмосферы во врем€ обучени€. ”чебные пространства без стен, с панорамными окнами и свободной расстановкой парт часто можно встретить в учебных заведени€х Ўвеции. ¬ развитых азиатских странах акцент традиционно делаетс€ на внедрение современных технологий в образовательный процесс. “ак, в 2019 году в японии была запущена программа оснащени€ нескольких сотен классов начальной и средней школы роботами, которые заменили учителей английского €зыка. ¬ подобных экспериментах также участвовали и некоторые южнокорейские образовательные учреждени€.

ќрганизаци€ инновационной де€тельности школы в –оссии зачастую тоже направл€етс€ на модернизацию образовательного процесса. ¬о многих учебных заведени€х страны организованы локальные информационные сети, открывающие доступ к медиатеке и позвол€ющие проводить вебинары и открытые уроки дл€ большого количества участников, а также внедр€ть методики дистанционного обучени€.

√овор€ о внедрении инновационных методик, стоит упом€нуть такие востребованные формы инновационной де€тельности в школе, как уроки, основанные на проектной де€тельности, и применение практики интегрировани€. ƒанное нововведение подразумевает использование знаний, полученных по одному предмету, на других уроках, что позвол€ет ученикам на реальных примерах усваивать св€зи между дисциплинами.

»нновационна€ де€тельность может касатьс€ не только образовательного процесса. “ак, победителем сразу в нескольких номинаци€х конкурса инноваций в образовании  »вќ-2019 стал проект ЂЎкольный двор с детьми как соавторамиї, реализованный в московской школе є 91. ¬ течение годового образовательного курса дети постигали все сложности архитектурного дела, Ђпо-взросломуї изуча€ каждый этап: проводили Ђскучныйї предпроектный анализ, чтобы завершить проект сдачей готового объекта Ч школьного двора, в котором воплотились самые смелые, оригинальные и неожиданные идеи. ”ход от стандартов и индивидуальный подход к каждому из участников проекта позволили создать пространство, в котором дети с удовольствием провод€т врем€, обща€сь и познава€ мир.

„итайте в рубрике: