XVI ¬сероссийска€  онференци€
Ђћестные бюджеты в современных услови€хї
июн€ 2023 года
ONLINE

ѕочему стартапы в –оссии не генер€т идеи дл€ промпредпри€тий

12 апрел€ 2021
ћнение

—воим видением этой весьма серьезной проблемы делитс€ основатель Ђ≈ “ј ћенеджментї, советник руководител€ ”  технопарка Ђ”спенскийї, автор телеграм-канала Ђ“ехнопарки ћосквыї ≈катерина Ќаумова

  большому сожалению, компании из традиционных промышленных отраслей редко компетентны в инноваци€х. «начительна€ дол€ компаний опираетс€ на технологии и мощности, созданные еще в советские времена, это уже и морально, и физически устаревшие активы. —редний возраст мощностей в нефтепереработке составл€ет 19 лет, в металлургии Ч 17 лет, в химическом производстве Ч 14 лет. ѕомочь с обновлением отрасли могли бы стартапы. Ќовые технологии и идеи в крупной промышленности могут оптимизировать процессы, ускорить производство, улучшить характеристики продукции, снизить износ производственных мощностей, и так далее.

 ажда€ инноваци€ дл€ крупных производств Ч это потенциальна€ возможность сэкономить миллионы или миллиарды рублей, а то и долларов. Ќо сейчас коммуникации между промышленностью и стартапами наход€тс€ на крайне низком уровне.

ѕочему так происходит?

ѕотому что мало кто понимает, что такое инновации и зачем они нужны.

 онсалтингова€ компани€  ѕћ√ и јгентство стратегических инициатив спросили у представителей 148 российских предпри€тий, зачем им нужны инновации.

ƒл€ 31% респондентов цель в работе с инноваци€ми Ч защита текущего положени€ на рынке.

24% прибегают к инноваци€м ради выполнени€ требований законов и регул€торов.

20% повышают операционную эффективность.

14% нацелены исключительно на пиар.

Ћишь 2% опрошенных зан€ты инноваци€ми с целью выпуска новых продуктов, и ищут с их помощью выходы на новые рынки.

—татистика открыто говорит о том, что большинство опрошенных компаний не представл€ют, зачем инновации нужны предпри€ти€м. —итуацию планировалось исправить при помощи Ђ—тратегии инновационного развити€ –‘ до 2020 годаї (была утверждена в декабре 2011). ќна предусматривала в том числе целевую программу Ђувеличение доли предпри€тий промышленного производства, осуществл€ющих технологические инновации, в общем количестве предпри€тий промышленного производства до 40Ц50% к 2020 годуї. ¬ минувшем году были подведены итоги, и вы€снилось, что этот показатель не превышает и 10%. ќчевидно, что представител€м промышленности внедрение инноваций в производство по-прежнему не очень интересно.

ѕотому что инновации редко помогают выигрывать тендеры.

¬се мы знаем, что дл€ крупных промышленных предпри€тий львиную долю контрактов составл€ют госзаказы. Ёти контракты получают через тендеры, в услови€х их обычно решающий фактор Ч это сама€ низка€ цена, а вовсе не количество и особенности внедренных инноваций, некоторые из них оправдают себ€ экономически лишь спуст€ годы или дес€тки лет Ч как в случае с технологи€ми, снижающими износ оборудовани€, например. —оответственно, у предпри€тий мало мотивации заниматьс€ инноваци€ми, ведь это попросту не вли€ет на получение крупных контрактов.

ѕотому что промышленность долго принимает решени€.

—корость прин€ти€ решений Ч это огромна€ проблема во взаимодействий промышленных предпри€тий со стартапами. ≈сли стартапы готовы (и должны) разворачиватьс€ буквально за 1-2 мес€ца, то обычному российскому предпри€тию нужно не менее полугода только на то, чтобы проанализировать свои потребности, согласовать внедрение инновации в производственный процесс, и запустить тендер. Ёто период, который стартап в ожидании заказа может попросту не пережить. —роки зат€гиваютс€, возникают непредвиденные расходы. ќтношени€ между сторонами резко ухудшаютс€, а совместный продукт в итоге в лучшем случае замораживаетс€. ¬ такой ситуации стартапу проще даже не вв€зыватьс€ в этот процесс.

ѕотому что стартапам не интересна отечественна€ промышленность

¬ советский период при помощи огромного количества книг и фильмов, попул€ризирующих рабочие профессии, сформировалс€ образ крупного промышленного предпри€ти€: рабочие реб€та и девчата, огромные доменные печи, п€тилетка за три года. Ётот образ постепенно мен€етс€, но избавитьс€ от него окончательно получитс€ только спуст€ несколько поколений. Ћогично, что идейные предприниматели, молодые стартаперы скорей захот€т ассоциировать себ€ с  ремниевой долиной, нежели с ћагнитогорским ћеталлургическим  омбинатом. ¬ итоге проектов, заточенных под индустриальную сферу, в разы, а то и в дес€тки раз меньше тех же »“-стартапов.

»сключение составл€ют те инноваторы, что изначально вышли из промышленной среды. Ќапример, € знаю кейс стартапа Ђћагнитогорский завод химических реагентовї. Ёто молода€ компани€ из ћагнитогорска, котора€ сначала разработала инновационные химреагенты дл€ нужд ћћ , а после продукт предложили другим предпри€ти€м со схожей спецификой производства.  ак итог Ч у инновационной разработки оказалс€ достаточно большой пул заказчиков. Ќо, как € уже говорила, этот случай Ч скорее исключение из правил.

ѕотому что акселерационные программы работают только на узкий круг Ђсвоихї.

Ќедавно € посетила технопарк ћћ . ≈го резиденты Ч это в основном небольшие компании, создающие новые технологии дл€ металлургии. ћен€ удивил тот факт, что резиденты технопарка практически не пользуютс€ льготами и субсиди€ми, положенными им из бюджета. «ато они надеютс€ на гранты самого ћћ , которые комбинат готов направл€ть на новые технологии дл€ производства. Ёто существенные суммы, которые могут помогать стартапам генерить новые идеи и провер€ть гипотезы. ќднако, вне ћагнитогорска и узкой среды о грантовой программе ћћ  практически никто не знает.

јкселерационные программы дл€ крупных предпри€тий Ч уже привычна€ мирова€ практика. ќднако внутри страны их мало кто ищет, интерес стартаперов привлекают скорей западные бренды. “ак, в сравнении с ћћ  гораздо больше людей знают, что недавно компани€ PepsiCo при поддержке корпоративного акселератора GenerationS запустила онлайн-платформу TechLab, где представители различных подразделений PepsiCo смогут формулировать запрос на интересные решени€, а профильные стартапы Ч предлагать свои продукты и получать (в случае успешного рассмотрени€) пробные заказы. ѕодобный ход, про€вл€ющийс€ в виде корпоративных акселераторов и хакатонов, казалось бы, не нов, но в –оссии развиваетс€ очень медленно. ј ведь он позвол€ет инноваци€м по€вл€тьс€ вне жесткой бюрократии крупных компаний, но в тесной св€зи с конкретной и за€вленной их потребностью, что соответствует интересам двух сторон.

≈вропейский опыт: проблему помогут решить технопарки

—итуаци€ медленно, но мен€етс€. ѕромышленные стартапы начинают получать немногочисленные, но конкретные запросы от корпораций. » все же им по-прежнему не хватает институтов поддержки и условий, в которых они могли бы вырасти, без страха обанкротитьс€ в ожидании тендера. я проанализировала де€тельность крупных немецких технопарков на примере берлинского Ђјдлерсхофї и “ехнологического центра ƒортмунда. ќдин из важных факторов в коммуникаци€х обоих технопарков Ч тесный контакт не только с научными кластерами, но также с крупными промышленными предпри€ти€ми и корпораци€ми, заинтересованными в развитии инноваций дл€ собственных нужд.

¬ нашем случае реальность пока такова, что и резиденты, и управл€ющие компании воспринимают технопарки пока чаще всего как бизнес-центры, или промышленные площадки, где можно разместить свой бизнес. ѕричем продумать его надо самосто€тельно, все просчитать и найти рынки сбыта. ≈сли же технопарки соединить с профильными предпри€ти€ми, то придумывать и контролировать собственные акселерационные программы последним возможно и не надо. я вижу развитие в том, чтобы налаживать и укрепл€ть коммуникации между стартапами и промышленностью. ¬озможно, это стоит закрепить и на законодательном уровне, об€зав управл€ющие компании технопарков заниматьс€ построением св€зей между стартапами и промпредпри€ти€ми.

„итайте в рубрике: